Творческая мастерская педагогов

Главная » 2018 » Май » 31 » ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИ
13:37
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИ

Аннотация

Технология «Путешествие в свой внутренний лес» представляет собой объеденный опыт сказкотерапии и арттерапии, элементов проективных методик. Новизна заключается не только в объединении данных психологических направлений в единую систему, но и в авторском структурировании. Данную технологию можно использовать как элемент выявление тревожности и детских страхов с дальнейшей их коррекцией, а также новизна в разработке новой диагностической и коррекционной сказке, подбора игр и упражнений, написание текста релаксации на снятие повышенного уровня тревожности.

Технология «Путешествие в свой внутренний лес» применяется в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка, оптимально - с 5 лет.

Данная технология направлена на достижение следующей цели:

Проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих его позитивную социализацию через сказкотерапию, арттерапию и элементы проективных методик.

Цель достигается через решение следующих задач:

Создание доступного диагностического средства, которое может использоваться как родителями, так и специалистами в исследовании и определении детской тревожности и имеющихся внутренних страхов.

Создание условий для доверительного и эмоционально-тесного общения.

Создание условий для снятия психомышечного напряжения детей

Создание условий для снижения уровня тревожности у детей.

Создание условий для стабилизации эмоционального состояния.

Актуальность и перспективность технологии. Ее значение для совершенствования образовательного процесса

Современная жизнь диктует новые правила. Ускорился темп жизни, предъявляемые требования растут. Взрослые не чувствуют себя в безопасности, повышается тревожность. Ребенок часто проектирует поведение и эмоциональное состояние родителей. Тревога и страхи взрослых отпечатывается на формирующейся личности самого ребенка. Другими словами тревожные родители, тревожные дети.

К тому же внешний мир, который окружает ребенка, кажется малышу интересным и даже волшебным, но при этом во многом непонятным, а иногда и даже страшным. Детские страхи и тревога в детском возрасте являются нередкими. Проблема возникает тогда, когда детский страх слишком силен и не соответствует его возрасту. Главное вовремя заметить и понять своего ребенка, и оказать нужную, квалифицированную профессиональную поддержку и помощь юному исследователю жизни.

Технология «Путешествие в свой внутренний лес» может использоваться как в домашних условиях родителями, так и профессиональными психологами в специальных условиях. Данная технология доступна в использовании взрослым и интересна детям. Ведь в основе технологии лежит сказка, а сказка, как известно, с давних времен являлась самыми эффективным средством общения с детьми. Общаясь с детьми, ставя цель перед собой – научить или передать какую-то важную мысль, необходимо это делать для ребенка интересно, узнаваемо и доступно для его понимания. Сказка, это особый «язык», который понятен и приятен ребенку. Где ребенок может неосознанно сопоставлять себя с героем, проходя определенные жизненные этапы, находя выход и выплеск своим эмоциям. Ещё датский сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах». Так почему же не использовать это золото, которое понятно детям и принесёт много пользы для коррекции и развития ребенка.

Теоретическая база технологии

В основе технологии «Путешествие в свой внутренний лес» лежит сказка. Ещё Бруно Беттельхейм (американский психолог и психиатр) подчеркивал в своих книгах посвященной сказкам их исключительную важную роль, так как сказки помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходиться сталкиваться. Слушая сказки, дети невольно находят отголоски своей собственной жизни. А пример героя используют в борьбе со своими страхами.

В продолжение хочется вспомнить слова австралийского психолога и психотерапевта Д. Бретта «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются,— на языке детской фантазии и воображения».

Роль сказки в становлении и развитии личности неоценима, как и роль сказки в исцелении души.

Работы таких психологов, как Карла Густава Юнга, Эрика Берна, Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и других зарубежных психологов подчеркивает интерес и успех использования сказкотерапии в практике.

Данная технология сотрудничает с элементами проективных методик. Не секрет, что среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Рисуночные тесты можно использовать для контроля динамики состояния ребенка в течение длительного времени. Они доступны и просты в проведении и очень информативны, они позволяют выявить множество психологических особенностей. Во время рисования выходит на поверхность все скрытое и неосознанное, что постоянно оказывает на нас давление и не дает вдохнуть свободно, а подключение музыкальных элементов помогает поднять настроение, расслабиться. Во время прослушивания музыки внутреннее состояние человека меняется – он настраивается под ритм мелодии, впитывая позитивные вибрации.

Любой индивид испытывал в своей жизни чувство страха хотя бы раз. Надо отметить у каждого возрастного периода свои страхи. Например, с 3 до 5 лет это страх темноты, некоторых сказочных героев, замкнутого пространства и другие. Взрослея, страхи приобретают иную окраску. Технология «Путешествие в свой внутренний лес» является активным помощником и в диагностировании некоторых страхов, повышенной тревожности, а также может помочь хотя бы немного освободиться от негативного текущего состояния.

Адресные рекомендации по использованию данной технологии

Данная технология рекомендована педагогам - психологам, воспитателям, родителям.

Технологию «Путешествие в свой внутренний лес» рекомендуется использовать в комплексе с другими диагностиками на исследования эмоционального состояния ребенка, а также использовать ее в содружестве с другими технологиями в коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста.

Содержание и описание технологии

Первый этап «Активизация».

Создание условий для благоприятной атмосферы встречи, для спокойного восприятия детьми (ребенком) материала. С этой целью можно поиграть в игру «Приятное слово».

Второй этап. Чтение сказок.

Несколько вариантов чтения.

Второй этап делиться на два подэтапа:

Организуется прочтение сказки с целью выявления наличия страхов и тревожности у ребенка. Ребенку предлагается прослушать незаконченную сказку и придумать самому конец сказки (диагностика).

Прочтение сказки служит для непосредственной работы по выявленным страхам.

Варианты сказок в приложении.

Третий этап.

Ребенку предлагается нарисовать сказочный лес. Для этого необходимо использовать цветные карандаши. По выбранным цветам можно посмотреть на настроение ребенка, на наличие внутренних проблем. Интерпретация цветов в приложении.

Четвертый этап.

Ребенку предлагается нарисовать волшебное дерево – друга. Педагог: «А сейчас мы с тобой нарисуем не простое, а волшебное дерево. Это будет твой друг–помощник. Твой защитник, твоя опора! Он будет тебе давать силы и уверенность, и это дерево ты обязательно возьмёшь с собой, и в трудную минуту ты можешь посмотреть на него и взять его силы себе».

Пятый этап.

Детям (ребенку) предлагается проиграть в игры «Солнышко греет», «Сильный дуб», которые способствуют снятию зажимов и уверенности в себе. Описание игр - в приложении.

Шестой этап.

Детям (ребенку) предлагается «Путешествие в лес». Под музыку (звуки леса и пение птиц) психолог начитывает текст, а ребенок импровизирует.

Данная технология предлагает на каждом этапе обсуждение и беседу с ребенком. Необходимо поддерживать ребенка, стимулировать его на ответы и высказывания.

Приложения.

Приложение 1. Игра - приветствие «Приятное слово».

Психолог и дети (ребенок) встают в круг или напротив друг друга, передают мяч соседу, называя его ласково по имени и говоря друг другу комплимент. Например «Здравствуй, Оленька! У тебя красивая улыбка!».

Приложение 2. Сказки.

Незаконченная сказка «И вдруг в лесу»

Это произошло в одном сказочном лесу. Однажды удивительный медвежонок проснулся рано утром от яркого солнышка. А удивительным он был потому, что он не любил много спать и даже раньше всех просыпался весной, когда остальные медведи ещё все спали, а он уже хотел идти и познавать этот удивительный лес…

Вышел медвежонок из своей сказочной берлоги и пошел, куда глядят глаза. И тут ему на встречу ……и медвежонок ………..

Специальные наводящие вопросы для продолжения сказки: кого встретил? Испугался ли медвежонок? Если да, то чего испугался? Произошло дальше? Как он вышел из ситуации?

Сказка «Волшебный лес»

Это произошло в одном сказочном лесу. Однажды удивительный медвежонок проснулся рано утром от яркого солнышка. А удивительным он был потому, что он не любил много спать и даже раньше всех просыпался весной, когда остальные медведи ещё все спали, а он уже хотел идти и познавать этот удивительный лес…

Вышел медвежонок из своей сказочной берлоги и пошёл, куда глаза глядят. И тут ему на встречу идёт и плачет маленький Мышонок. Медвежонок увидел мышонка остановился и заговорил с ним.

- Здравствуй, Мышонок, как зовут тебя, и почему ты так горько плачешь?

Но мышонок закрыл лапками глаза и претворился невидимым. Ведь он так хотел, что - бы медвежонок его не заметил. Он остановился, затаил дыхание и даже прекратил плакать.

- Эй, Мышонок! Ты чего молчишь? Не бойся меня, я такой же маленький, как и ты, только я родился таким большим.

Мышонок потихоньку опустил лапки и осторожно открыл глаза, и очень тихо сказал:

- Я, Мышонок Усик, я заблудился в этом огромном сказочном лесу. Я играл с друзьями, мы заигрались и я оказался здесь! Мне очень страшно!- пропищал Усик.

Медвежонок огляделся вокруг и спросил.

- А чего ты боишься?! Ты только посмотри как красиво вокруг, какие красивые деревья и листочки вокруг. Посмотри сколько хороших жителей в этом лесу.

И вдруг на полянке появилась очень красивая белочка с красивым и пушистым хвостом, она протянула мышонку красивую шишку. Из-под куста появился милый и ласковый зайчонок, который помахал мышонку лапкой, и поскакал дальше. Мимо пробегающая лисичка пела веселую песенку, а птицы, сидящие на деревьях, подпевали ей!

- Посмотри как здесь красиво, и никто не желает тебе зла!

- Правда? - спросил мышонок Усик.

- Конечно, – ответил медвежонок!

- А как зовут тебя? - уже увереннее спросил Усик у медвежонка.

- Я - Мишка Дружочек - Малиновый Пирожочек, - улыбнулся медвежонок! Потому, что ну очень я люблю пироги с малиной. И мишка погладил свой живот.

- И ты ещё очень добрый, – сказал Усик! - А как же я вернусь на свою полянку? – спросил Усик.

- Сейчас мы узнаем у Мудрого и доброго Дуба, он давно живет в этом лесу, он очень высокий и всё видит – сказал Мишка Дружочек Малиновый пирожочек, они отправились к Дубу.

И пошли наши новые друзья на встречу к дубу. И уже не так страшно оказалось в лесу, и лесные жители, пробегающие мимо, были добрыми и приветливыми.

Почему я только испугался? – думал про себя мышонок!

А красивый и могучий дуб уже ждал их! Дерево приветливо улыбнулось и сказало:

- Часто мы сами придумываем того, чего нет! Думаем о плохом! А зря! Мир полон чудес и хороших зверей. И не все желают тебе зла! Многие хотят и ищут новых себе друзей! Порой стоит только навстречу сделать шаг и тебе обязательно улыбнутся в ответ!

теперь смело иди домой, тебя уже заждались твои мама и папа, и твои друзья! Листочки помогут тебе выбраться из леса! Дуб зашевелил ветками, и листочки полетели вперед! Мышонок поблагодарил дуба и нового друга медвежонка, помахал лапкой и побежал по дубовым подсказкам.

И вот уже и знакомая полянка, а на полянке его ждали мама и папа, друзья мышата. Все обрадовались возвращению Усика! На радостях мама испекла любимый сырный пирог, а ещё пироги с малиной, которые ну уж очень любит новый друг Усика - Мишка Дружочек - Малиновый Пирожочек, который пришёл в гости к мышонку на званый ужин!

Вопросы для обсуждения:

1.Кого медвежонок встретил в лесу?

2. Почему мышонок хотел притвориться невидимым?

3. Чего боялся мышонок?

4. Кто помог вернуться мышонку на свою поляну?

5. Какой совет дал могучий Дуб мышонку?

6. Какой ты можешь дать совет мышонку? Давай вместе придумает 5 правил волшебного леса.

Приложение 3. Игры.

Игра «Солнышко греет»

Представь, что ты цветок, который растет на лесной полянке. Какой ты цветок? А теперь сядь на корточки и представь, что очень маленький цветок. И вот выглянуло солнышко, тебе стало тепло, и ты стал расти! Постепенно встаем, выпрямляемся, поднимаем ручки - лепестки и кружимся! Солнышко тебя согревает со всех сторон. Ты красивый, большой и яркий цветок! Давай улыбнёмся солнышку!

Игра «Сильный дуб»

Представь, что ты дуб! Сильный и могучий! Ты уверенно стоишь! Тебя держит земля! А теперь вытяни руки вперед, пальцы сожми в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. А теперь по очереди расслабь кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно разведи в стороны, раздвинь пальцы, расслабь кисти, плечи и покачаем руками - постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру!

Приложение 4. Релаксация «Путешествие в свой внутренний лес

Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев и ярких, красивых цветов. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запах. Приятно пахнет елками и соснами. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите, как чудесные бабочки порхают над цветами. Солнечный лучик нежно и тепло коснулся Вас.

Оглядитесь вокруг, здесь вам спокойно и тепло. Вы в безопасности. У вас хорошее и бодрое настроение. Вы улыбаетесь! Вы рады быть здесь и здесь рады Вам!

Погуляем не много по мягкой траве. А теперь мысленно скажем спасибо лесу. Запомним свои ощущения. Чувства спокойствия и добра, уверенности и счастья захватите с собой. Возвращаемся из путешествия. На три мы снова окажемся в группе. Раз, два, три!

Приложение 5. Интерпретация использования цвета в рисунках.

Ребенок чаще всего использует темные тона (сочетание черного с коричневым, синим и фиолетовым), это может говорить о:

сниженном настроении;

депрессивном внутреннем состоянии.

Если цветовая палитра рисунка бедная и все количество многообразных цветовых решений сводится лишь к одному-двум цветам, причем чаще присутствует простой карандаш, слабый нажим (штрихи еле заметны, отсутствует яркость рисунка), то это может указывать на:

астению, пассивность, отрицательное отношение к обследованию;

общее утомление на фоне текущей или недавней болезни;

эмоциональное истощение после стресса;

понижение общего уровня активности;

снижение настроения;

легкие депрессивные признаки поведения.

Если ребенок рисует карандашами очень мягких и светлых оттенков, комбинируя их и сочетая с другими карандашами, близкими по цветовой гамме, то у него может быть:

высокая чувствительность к окружающему его эмоциональному фону (ребенок остро реагирует на любые события и подолгу их «пережевывает» в себе);

повышенная тревожность;

неуверенность в самом себе.

Если в подборе цветовой гаммы наблюдается повышенная яркость, резкая контрастность, бросающаяся в глаза, линии и штрихи выполнены с сильным нажимом, возможно, ребенок ощущает:

высокую эмоциональную напряженность;

повышенную тревожность;

стресс (использование ярко-красных и темно-красных карандашей приблизительно 70–90 % над остальными цветовыми оттенками);

агрессивность и конфликтность с кем-либо.

Подобные чувства проявляются чаще всего в ответ на что-то неприятное, произошедшее ранее с ребенком (обидели в садике, подрался с кем-то, не понят папой или мамой и т. д.), то есть всегда имеется причина, вызванная психотравмирующей ситуацией.

Если в рисунке преобладают чистые и яркие цвета в разумном сочетании, без выраженного преобладания какого-то одного цвета над другим, если нажим карандаша умеренный, а использование темных оттенков оправдано для подчеркивания общей контрастности (например, обведенные черным колеса машины), можно говорить:

о благоприятном психоэмоциональном состоянии ребенка;

об устойчивости к стрессу.

После того как рисунок будет закончен, обязательно похвалите ребенка и расспросите, что он нарисовал.

Просмотров: 23 | Добавил: Lych | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Консультант
Педагогам
Современная игра
Увлекательн...
Робототехни...
Игры на фор...
Вундеркинд ...
Актуально
Коммерческие конкурсы будут не востребованы
Опубликованы рекомендации о размещении информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»
Итоги методической работы
Своими руками
Геоборд или...
Книжка-раск...
Сова-искало...
Математичес...
Внимание-конкурс
Конкурсы от издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании»
Конкурс проектов «Луна: город первых»
Наглядность
Воспитателю
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа педагога ДОО
Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРОФСТАНДАРТУ?
Всего ответов: 22
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа