Творческая мастерская педагогов

Главная » 2018 » Октябрь » 23 » Методика обучения родителей организации и проведению наблюдений за неживыми объектами.
19:14
Методика обучения родителей организации и проведению наблюдений за неживыми объектами.
Знания о неживой природы дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой в ходе наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям глубже знакомиться с миром природы и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.

Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Задача воспитателей – поддерживать стремление детей к наблюдению и создавать для него условия.
Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.
Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка В.Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать».
Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация. Были предложены консультации, предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали осеннюю выставку. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.
Актуальность.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты земля.
Моя работа направлена на обучение родителей правилам наблюдения за объектами неживой природы.
Цель: организовать совместную с родителями образовательную деятельность по изучению детьми объектов неживой природы, формирование в детях осознанного, бережного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи:
1. Познакомить родителей с методикой наблюдения за неживой природой.
2.Создать условия для формирования у родителей экологической культуры.
Что должны знать родители при наблюдении с детьми?
Организация и методика руководства наблюдениями в
1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае необходимо продумывать, как ребенок должен стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах.
2. Словесная информация не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Необходимо словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений ребенок не должен разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.
4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть. Перед началом наблюдений необходимо сконцентрировать внимание ребенка. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом: призыв вместе посмотреть что-то интересное; ласковая интригующая интонация; загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Родитель предлагает малышу посмотреть на объект и задает ему вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за камнем, льдом, растением, найти ответ на вопросы. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации. Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, родитель должен к ней подготовиться:
-продумать место и время, способ оптимального размещения ребенка вокруг объекта; убрать предметы, которые могли бы отвлечь малыша;
-настроить правильную подсветку и так далее.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру. Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; сформированы начала экологической культуры детей; дети получают практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
К сожалению, родители практически не наблюдают с детьми, а ведь наблюдения позволяют дошкольникам самостоятельно добывать знания, делать выводы, способствуют развитию речи и формированию личностной культуры ребёнка, в том числе – экологической.
В своей работе с родителями я использую следующие формы:
- Родительские собрания; («Играем в дидактические игры дома»).
-Консультации «Природа в жизни вашей семьи», «Учим ребёнка наблюдать за природой»;
- Папки- передвижки «Лето красное – для здоровья время прекрасное!»; «Золотая осень», «ЗОЖ».
- Дни добрых дел, подготовка участка к летнему сезону,
- Дни открытых дверей;
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов по временам года;
- Оформление фотовыставок «Моя мама лучше всех».
- Беседы с детьми и родителями ("Кормушка на окне», «Прекрасный мир аквариума», «Есть ли у вас комнатные растения»);
- Картотека добрых дел;
- Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Дары осени»);
Я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовление поделок из природного и утилизированного материала, совместным праздникам и развлечениям, проектам - во время реализации которых родители являются не просто зрителями, но и активными участниками.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём я помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе, с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, воспитателями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Родители с детьми не так часто ходят на экскурсии. Но, когда они это делают, появляется возможность чаще побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями об окружающем мире. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Осенняя фантазия», «Семья – здоровый образ жизни».
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, лучший портрет мамы, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители с удовольствием посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Просмотров: 38 | Добавил: e_sinyuta | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Консультант
Педагогам
Современная игра
Вундеркинд ...
Игры и посо...
О комплексе...
Полидрон - ...
Актуально
Мой успешный проект (видеозапись Воспитатель 2018 года)
Интернет-конференция по вопросам реализации преемственности дошкольного и начального образования
I Всероссийский н/п семинар «Раннее детство: от научной концепции к образовательной программе и вариативной практике»
Советуем почитать
Знать или у...
О.С. Жукова...
Ю. Гиппенре...
Елена Рябин...
Внимание-конкурс
Международный творческий детский конкурс мини-выставок на тему «Местообитания со всего мира»
Конкурс «Супергерои против простуды и гриппа»
Своими руками
Рыцарский з...
Игры и посо...
Геоборд или...
Книжка-раск...
Воспитателю
Виды детской деятельности согласно возрастам
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника детского сада
Календарное планирование работы воспитателя с детьми
Цветочная фантазия
Опрос
Что для вас профстандарт?
Всего ответов: 31
Наглядность
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа