11:00
Развитие инновационного потенциала педагогов – основа повышения качества дошкольного образования

Иванушкина Валентина Михайловна,

старший воспитатель детского сада №114

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

В настоящее время происходит модернизация всей системы общего образования в направлении формирования развитой социально-ориентированной личности, способной адаптироваться в сложных социально-экономических условиях жизни общества и готовой к творческому их преобразованию. Обновление  содержания  образования заключается в приведении его в соответствие с современными тенденциями развития науки, социальным заказом, а также необходимостью повышения общего культурного уровня подрастающего поколения. Приоритетной задачей образования становится создание оптимальных условий для развития творчества как образовательной системы в целом, так и каждого ее субъекта.

Иван Бунин писал: «Детский сад - это сад, где расцветают детские души». Скрытые в каждом человеке таланты и творческое начало можно сравнить с сокрытыми в человеке семенами, которые либо растут и впоследствии приносят плоды, либо вянут и умирают. Все зависит от почвы, в которую они посеяны, то есть от той культурной, социальной среды, в которой родился и продолжает расти, развиваться ребенок. Раскрыть детскую душу по силам только интеллигентному, грамотному, творческому педагогу. 

Первостепенная  цель  образовательного учреждения, как на федеральном уровне, так и в ОАО «РЖД» - развитие активной,  интеллектуально развитой, неординарной творческой личности  со  способностью нестандартного поведения.  Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей, что требует высокой квалификации педагогов, являющихся непосредственными  организаторами образовательного  процесса в учреждении. Педагог - организующее начало в становлении и развитии личности каждого ребенка, и его компетентность,  личностные качества являются решающим условием успеха инновационных преобразований образовательных учреждений ОАО «РЖД». Чтобы получить наилучшие показатели в работе с детьми, необходимо максимально содействовать  развитию инновационного потенциала каждого педагога.

Кадровая политика негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №114 ОАО «РЖД», направленная на развитие инновационного потенциала педагогов, ведется на основе диалогового взаимодействия и заключается в развитии профессиональной компетентности и создания условий для проявления творческой активности педагогов. 

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Анализ исследований, касающихся инновационных процессов в образовании, свидетельствует об устойчивом интересе к изучению различных аспектов инновационной деятельности образовательных организаций. Вместе с тем практически отсутствуют работы, посвященные исследованию проблем развития инновационного потенциала педагогического коллектива.

Эффективность развития инновационного потенциала педагогического коллектива будет достигнута, если целенаправленно его развивать, совершенствовать подготовленность педагогов к внедрению инноваций. Цель работы: создать в дошкольном учреждении необходимые психолого-педагогические и организационно-педагогические условия для эффективного развития инновационного потенциала каждого педагога.

В соответствии с  целью были определены конкретные задачи:

  • выявить сущность инновационного потенциала педагога;
  • проанализировать уровень инновационного потенциала коллектива;
  • определить методы и формы развития инновационного потенциала педагога дошкольного учреждения;
  • разработать систему методической работы детского сада по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива.

Теоретическая база опыта.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это -  желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и  разработчик. 

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

Технология опыта. Содержание, методы, приемы обучения.

С целью выявления уровня инновационного потенциала был разработан и апробирован комплект анкет для педагогов (Приложения 1,2).

В качестве базовых составляющих общей профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения выделены следующие виды компетентности:

  • нормативно-методическая компетентность;
  • личностно-гуманистическая компетентность;
  • проектно-исследовательская компетентность;
  • информационно-коммуникативная компетентность.

Двигатель развития инновационного потенциала – мотивация. Инновационная деятельность педагога общественно мотивирована, но она побуждается и личными внешними и процессуально-содержательными мотивами, детерминирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации). Развитие инновационного потенциала педагогических кадров достигается посредством  использования таких форм взаимодействия с педагогами, которые будут способствовать раскрытию их внутренних возможностей.

Для каждого вида профессиональной компетентности были определены  формы и методы работы с кадрами:

  • нормативно-методическая компетентность:  семинары с использованием активных методов обучения, мастер-классы;
  • личностного-гуманистическая компетентность: тренинги, психолого-педагогические лектории;
  • проектно-исследовательская компетентность:  реализация проектов, творческие лаборатории, организация опытно-экспериментальной работы;
  • информационно-коммуникативная компетентность:  долгосрочный семинар-практикум «Комп и Я».

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду, каждый  педагог здесь  – активный  участник коммуникации. Семинар не только повышает уровень знаний и умений, но и побуждает  педагогов  к  инициативности,  творческому  подходу  и  активной  позиции  в своей  деятельности. Педагоги приобретают опыт  коммуникативных  умений, коллективных обсуждений  и  публичных выступлений, в зависимости от фазы семинара каждый педагог занимает то позицию докладчика, то понимающего, то позицию критика.

Мастер-класс предполагает демонстрацию педагогических способностей, общую культуру, компетентность, образованность, педагогическую и методическую грамотность. Основная его цель – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок. Мастер-класс состоит из двух частей: ½ - показ работы с детьми; ½  - работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно умело показать работу с детьми и обсудить  с коллегами полученные результаты.

Формированию  личностного-гуманистической компетентности способствует  тренинг - форма групповой работы,  которая  учит  работать с жизненными ситуациями. В ходе тренинга  группа  педагогов  оказывает тройное  воздействие на каждого члена группы:

  • познавательное – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;
  • эмоциональное – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;
  • поведенческое – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Семинар, мастер-класс, тренинг становятся эффективными формами работы с педагогами при использовании активных методов обучения. Активные методы обучения учат получать новые знания и опыт не путём пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе устойчивой и непрерывной мыслительной  деятельности, опираясь на собственный опыт и взаимодействие с  коллегами.  При этом   мотивами, которые  используются  для  побуждения педагогов к активности,  является профессиональный интерес, творчество, игровой состязательный подход и различные виды эмоционального воздействия.

В негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД»  апробированы такие  активные методы развития инновационного потенциала, как:  проблемный метод (мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия), деловая  игра,  проект. Значимостью данных инновационных методов явилось формирование новой культуры мышления, обеспечивающей осуществление процессов творческих преобразований.

Общая схема проблемных методов следующая:  описывается проблемная ситуацию, затем организуется поиск решения, затем выбираются оптимальные. 

Один  из  наиболее продуктивных методов активизации коллективной творческой деятельности  -  «Мозговой штурм».  В основе этого метода лежит свободное высказывание участниками самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы.

«Мозговой штурм» проводится в несколько этапов:

1 этап - генерирование способов решения проблемы, когда участник  штурма предлагает свой вариант, пока на уровне идеи. Регламент на каждую идею отводится в пределах 1-2-х мин., доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Общее число предложений не должно превышать примерно половины числа участников. Чем больше идей, тем лучше! Пусть это будут даже абсурдные  идеи.

2  этап - поиск аргументов в поддержку предложенных способов решений. По числу зафиксированных идей создается несколько малых групп, путем жребия  распределяются  идеи  между  группами;  далее в течение 8-10 минут каждая  группа нарабатывает как можно большее число аргументов в пользу доставшейся ей идее, даже если сам способ решения и не очень нравится участникам. 

3 этап - отбор наиболее аргументированных способов решения. Руководитель каждой группы излагает наработанные группой аргументы, а затем начинается обсуждение с целью отбора приблизительно половины из имеющихся вариантов для дальнейшей проработки.

4 этап - критика отобранных решений. Из карточек с идеями изымаются те, которые не прошли предыдущий этап. И далее вновь в групповой работе (аналогично второму этапу) идет острая, но доказательная критика доставшегося варианта.

5 этап - выбор наиболее продуктивных способов решения, для которых нашлось меньше всего критических суждений по методике третьего этапа.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» используются такие приемы, как: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

В итоге обсуждения находится решение  проблемы  (но  будет  неправильно, если  оно будет  единственным -  желательно иметь два или три варианта). Педагогам надо привыкать к пониманию множественности истин, допустимости и естественности несовпадающих путей к одному и тому же результату.

Эффективен в работе с кадрами метод  кейсов ("case study") - анализ  конкретных  ситуаций. Кейс  представляет описание конкретной ситуации («фотография действительности»), требующей практического разрешения.

Особенность и привлекательность  метода кейсов в том, что он  позволяет промоделировать реальную проблему, с которой возможно придется столкнуться на практике. Кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Педагоги, работая с ситуацией, учатся правильно ставить задачи, выявлять ключевые факторы, аргументировать свои позиции и решения.

Типы кейсов: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упреждение. Кейсы могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Кейс может содержать описание одного события в одной группе или историю развития детского  сада за многие годы.  Кейсы могут быть представлены  в самых различных видах: печатном, видео, аудио  т.д.

Пример: кейс-ситуация структуры детского  сада  и его  место  в  социуме представлена для обсуждения на семинаре «Детский сад – открытая развивающаяся система».

Схема  использования  метода "case study" в работе с педагогами:

  • Подготовительный этап (до семинара): педагоги  получают задание познакомиться с ситуацией, уяснить суть дела - основные проблемные вопросы, мысленно сформулировать свою стратегию поведения в предстоящем обсуждении.
  • Работа в малых творческих группах (4-5 человек): в которых происходит первое обсуждение ситуации и коллективное решение поставленных задач.
  • Работа  в большой группе (все малые группы собираются вместе) происходит  в форме дискуссии (1,5-2 часа). Представители малых групп аргументируют свои позиции. Дается рациональная оценка различных ситуации, а на этой основе - выработка общего коллективного решения с учетом альтернатив.

Одним из методов группового взаимодействия является дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Этот метод  обеспечивает активное включение педагогов в поиск истины, создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя такие методы, как «Мозговой штурм», кейс-метод.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Приемы активизации педагогов:

  • Подведение педагогов  к  противоречию с  дальнейшим  нахождением  ими  способа его разрешения.
  • Сталкивание противоречий практической деятельности.
  • Изложение  различных точек зрения на один и тот же вопрос.
  • Рассмотрение явления с различных позиций, например, воспитателя, заведующей детского  сада, родителей и др.
  • Сравнение, обобщение, сопоставление фактов, выводы из ситуации.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование конкретизацию, логику рассуждения.

Вариативно, в расчете на  хорошо подготовленных педагогов, умеющих работать творчески, используется театрализованная дискуссия.  Дискуссия начинается с изложения "ведущим теоретиком " своей теории. Затем формулируются вопросы как самим теоретиком, так и "оппонентами", которые позволят закрепить знания.  Успех зависит от готовности каж­дого к сотрудничеству, от умения сравнивать разные системы ценностей, вести диалог. В дискуссии «История  изобразительного  искусства»  каждый из участников стал на некоторое время представите­лем какого-либо  течения  живописи, носителем определённых художественных ценностей и выразителем их в процессе диалога. Он вырабатывал своё собственное отношение как к «своей» теории, так и к другим  школам. Смысл «диалога теоретиков» в том, чтобы оценить вклад каждой теории в художественную культуру.

Эффективным способом «выращивания» инновационной культуры педагогов выступают деловые игры.  По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

Проектирование деловой игры включает три этапа: подготовки, проведения, анализа и обобщения. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, родительское  собрание может быть разыграно за одно игровое занятие, а разработка программы  развития  дошкольного  учреждения -  до трех.

В работе с педагогами-дошкольниками используются  различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые и др. В имитационных играх имитируется деятельность педагога,  ребенка, группы, их  конкретная деятельность и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.  Операционные игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики рисования. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли с обязательным содержанием. Например, воспитатель, инициатор конфликта, защитники.

Велением времени вызвана необходимость овладения проектно-исследовательской компетентностью. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности, он  активно вовлекается в инновационную деятельность в образовании, в процесс создания новых образцов педагогической практики и в их научное осмысление.

Важным в развитии инновационного потенциала является  формирование способности педагога к  проектной деятельности, когда надо не просто высказать идею, свой способ решения проблемы, а изложить его в виде полностью проработанного плана (проекта) и уметь оценить его конкурентоспособность. К тому же если  воспитатель  или  специалист  дошкольного   учреждения будет  обучен технологии проектирования, то  он  будет  пользоваться  этой  технологией  и  в  работе с детьми, а  только при организации такого обучения возможно на самом деле обучение в сотрудничестве.

Виды  проектов:

  • Исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
  • Творческие - не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности, подчиняются жанру конечного результата (газета, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой продуманной структуры в виде сценария фильма, праздника, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.
  • Информационные  - направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
  • Социально-значимые - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта или какой-либо группы людей.

Большую часть проектирования (сбор информации, анализ, проведение исследований, экспертиза и т.д.) педагоги  выполняют довольно  длительное  время. Некоторые проекты по социальной направленности приобретают большее значение для всего  дошкольного  учреждения  в целом (такие как -  выпуск буклета ДОУ; подготовка страниц  газеты; оформление проведенных социологических исследований).

Проектно-исследовательская компетентность  педагога  может определяться как способность и готовность личности самостоятельно и эффективно выполнять научно- исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты и применять их на практике. Вовлечение максимального количества педагогов в научно-исследовательскую деятельность возможно при организации опытно-экспериментальной работы.

 Анализ результативности

В методическую работу были внедрены разные формы и методы развития инновационного потенциала педагогов (мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия и т.п.). Семинары, проводимые в детском саду, стали нести большую познавательную ценность.

Была активизирована опытно-экспериментальная деятельность по теме «Педагогическая  модель художественно-эстетического образования в детском саду».   В результате совместной работы педагогов детского сада и преподавателей Мордовского республиканского института образования  была  создана  и отработана диагностическая  программа  художественно-эстетического  образования  дошкольников, построена модель художественно-эстетического образования дошкольников на основе сочетания разных видов искусств и  самостоятельной  творческой  деятельности  детей. 

Воспитатели  и специалисты  апробировали  методы,  стимулирующие  развитие  творчества  детей,   внедрили  интегрированные  занятия,  новую  форму  досуговой  деятельности -  Салон.  В  Литературном  Салоне  дети  знакомятся  с  творчеством  поэтов,  писателей,  читают  стихи,  играют  в  игры-рифмовки  и  прочее.  В  Художественном  Салоне  организуются  встречи  с  живописцами  и  графиками,  открываются  Вернисажи  творчества  маленьких  художников.  В  Музыкальном  Салоне  звучит  классическая  музыка.  Очень  интересны  и  содержательны  интегрированные  формы  Салонов  (литература  и  музыка,  живопись  и  театр…) В  уютной  и  торжественной  Салонной  обстановке  дошкольники  не  только  знакомятся  с  искусством,  но  и  учатся  хорошим  манерам. Результат:  раскрытие  артистических,  поэтических,  художественных  талантов;  сближение  и  укрепление  взаимопонимания  между  детьми  и  взрослыми.

В  итоге  опытно-экспериментальной  работы  по  художественно-эстетическому  образованию  в  дошкольном  учреждении  построена  не  только  новая  система  работы  с  детьми,  а  и  в  целом  педагогического  коллектива.  Отмечены  позитивные  результаты  работы  с  одаренными  детьми  и  кружков.  Опыт  детского  сада  по  художественно-эстетическому  образованию  дошкольников обобщен, издано методическое пособие тиражом 250 экземпляров. 

Педагоги дошкольного учреждения овладели различными компьютерными программами,  информационно-коммуникативными технологиями. Используют их в образовательном процессе, для оформления документации, используют интернет-ресурсы в процессе самообразования, распространения своего опыта, общения с родителями воспитанников через виртуальные темы. Использование ИКТ позволило модернизировать образовательный процесс, повысило его эффективность, мотивировало детей на поисковую деятельность, дифференцировало обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Перечень задач, которые решает сайт учреждения, широк:

  • реклама, информирование общественности и родителей о детском саде;
  • консультирование по различным вопросам воспитания и образования дошкольника;
  • общение с воспитателем в удобное для родителей и самого воспитателя время (опция «Форум», «Вопрос-ответ», «Объявления»);
  • распространение опыта дошкольного учреждения в целом и отдельных педагогов.

Воспитатели и специалисты, работающие в негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД» – люди увлеченные и творческие,  готовые к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, заводилы, фантазеры и импровизаторы. 

Наглядное приложение

Приложение 1

Анкета "Восприимчивость педагогов к новому"

Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

  • Постоянно занимаетесь самообразованием?
  • Придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  • Сотрудничаете с научными консультантами?
  • Видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  • Открыты новому?

Оценочная шкала: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Определение уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам: К = Кфакт : Кмакс,

где Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми педагогами; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

 К < 0,45 - критический уровень; 0,45 < К < 0,65 - низкий уровень; 0,65 < К < 0,85 - допустимый уровень;  К > 0,85 - оптимальный уровень.

Приложение 2

 

Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива  к освоению новшеств"

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает  к этому? Выберите не более трех ответов.

  • Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  • Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  • Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  • Желание создать хорошее, эффективное образование детей.
  • Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
  • Потребность в лидерстве.
  • Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  • Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  • Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  • Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  • Потребность в риске, преодолении рутины.
  • Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  • Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Результат: чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Приложение 3

Пример развития инновационного потенциала  педагогов  на  семинаре "Детский  сад – открытая  развивающаяся  система»

 Цель:

  • включить педагогов  дошкольного  учреждения   в поиск решения проблемы развития  детского  сада  как  открытой  развивающейся  системы;
  • активизировать инновационный потенциал педагогов с помощью  активных форм и методов обучения;          
  • учить общаться, вести дискуссию, вырабатывать единое мнение в микрогруппах;
  • определить инновационные технологии и методы  для   работы с детьми,  родителями,  социумом.

 Первое занятие семинара было посвящено рассмотрению  уровня  развития  дошкольного  учреждения  на  данном этапе. Была   представлена  кейс-ситуация структуры детского  сада  и его  место  в  социуме, после чего микрогруппы работали над схемой данной структуры и последующего  развития  учреждения.

На втором занятии семинара  была  начата  разработка  социально-значимого  проекта    "Детский  сад – открытая  развивающаяся  система»,  намечена  схема  развития  учреждения  (договора  с  социальными  институтами  детства, издательская  деятельность,  совместные  мероприятия).  Разработка  проекта  продолжалась  в  группах  между  семинарскими  занятиями.

Цель проектирования: определить наиболее значимые для коллектива  дошкольного  учреждения  проблемы и постараться разрешить эти проблемы с использованием проектной технологии.

Задачи:

  • определить проблему, требующую разрешения
  • определить способы решения проблемы
  • распределить роли в группе, ответственность
  • представить результат для оценки
  • проанализировать полученный результат и собственные действия,  оформить в виде схем, текста

На  третьем занятии педагоги  были  разбиты  на  микрогруппы,  которые  начали  работу  каждый  по  своему  направлению:  одна  из  них   разрабатывала  развернутый  план на год  работы с социальными  институтами  детства,  другая – стратегию  издательской  деятельности, третья – план  PR- мероприятий,  четвертая - взаимодействие с семьей.   Работа  микрогрупп  продолжилась  после  занятия,  обсуждалась,  корректировалась.

На  четвертом занятии  - подведение итогов работы  микрогрупп, защита  представленных работ, определение  критериев оценки и   рейтинговая оценка.

Пятое  занятие  было  посвящено   использованию  ИКТ для  развития  дошкольного  учреждения.  Педагоги  представили  варианты  использования  информационно-коммуникативных  технологий  для  реализации  проекта  «Детский сад – открытая  развивающаяся  система»:  презентации дошкольного  учреждения,  группы,  работы  по  отдельным  направлениям  (по  личному  выбору),  варианты  предполагаемых  сайтов,  Web-страниц  и  пр.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, в том числе средствами компьютерных технологий.

Для планирования повышения информационно-коммуникативной компетентности педагогов были определены дидактическая роль и место информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, возможности  использования средств  ИКТ педагогами, и в соответствии с ними построена система методической работы.

Были выбраны оптимальные составляющие информационно-коммуникативной компетентности педагогов:

  • использование ИКТ для  обучения и развития дошкольников;
  • создание собственных мультимедийных продуктов (фото и видеопрезентаций, слайд-фильмов);
  • оформление  результатов  мониторинга  воспитательно-образовательного  процесса  (программы  Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word)
  • создания своего портфолио;
  • использование цифровых технологий в фотосъемке, редактирование  фотографий  (программы  Adobe Photoshop, Helen's Eyes part  и  др.) 
  • использование Интернет-ресурсов.
Просмотров: 4073 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]