2015-Фев-03, 09:21 | |
Иванушкина В.М. Статья опубликована в сборнике III Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность».
У ребенка с рождения заложена потребность развиваться. Моделирование и техническое конструирование - универсальная возможность удовлетворить максимум творческих потребностей ребенка. По своей натуре дети являются строителями, изобретателями и творцами. Они могут последовать инструкции к игрушке и сконструировать ту или иную модель, либо проявить свою находчивость и воображение и скомбинировать детали совершенно иным, необычным способом. Ребенок получает возможность реализовывать свой творческий потенциал, приобретает новые навыки, делает самостоятельные открытия. Мыслительная и практическая деятельность при моделировании и техническом конструировании детей направлена на то, чтобы сделать определенный предмет. При моделировании он повторяет определенный объект, при техническом конструировании несет в себе элемент новизны. Моделирование - конструирование по образцу, условиям или схемам. В основе конструирования по образцу лежит подражательная деятельность, что является важным обучающим этапом. При моделировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, построить через реку мост определенной ширины). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. Большую возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования дает конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В процессе моделирования у детей формируется умение анализировать образец, условия или чертеж и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Это способствует развитию у детей образного мышления – моделирующего познавательного действия, которое состоит из операций замещения, пространственного объединения заместителей в целостное образование, и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения. Детское техническое конструирование предполагает создание ребенком самостоятельно задуманного им объекта из деталей конструкторов, строительных материалов, подручных средств. Это способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Он строит свой собственный неповторимый мир. Создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы в этом возрасте неустойчивы и часто меняются. Чтобы содействовать раннему развитию детской одаренности через использование моделирования и технического конструирования, необходимо создать в дошкольном учреждении соответствующую развивающую среду. Первостепенную роль в ней должны иметь различные конструктивные и строительные материалы. Сегодня существует огромное количество конструкторов. Они отличаются материалами, из которых изготавливаются, и способами соединения. Виды конструкторов по способам крепления:
Конструкторы бывают динамичными и статичными, электронными и интерактивными. Тематические наборы для конструирования включают как детали для конструирования (различных способов крепления), так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, автосервис, замок, цирк и т.д. Наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников является конструирование из игровых строительных материалов: наборы «Строим сами», «Развитие», «Конструктор Поликарпова», «Петербургский» и т.п. Они различаются количеством деталей, размерами (в зависимости от этого бывают настольными и напольными), окраской. Детали строительных наборов представляют собой объемные геометрические фигуры (кубы, цилиндры, призмы, конусы и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает детям возможность получить конструкцию предмета, точно передавая ее симметричность и пропорциональность. Отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления. Конструкторы с разными способами крепления более сложные, требуют постепенной подготовки. Однако и педагогическую ценность имеют большую, дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции. Важным их преимуществом является возможность разобрать ненужную в данный момент конструкцию и собрать необходимую. Чем старше и технически подготовленнее ребенок, тем сложнее конструкции он может освоить. Техническое конструирование и моделирование, отвечая интересам и потребностям ребенка, обладает широкими возможностями для его интеллектуального и социально-личностного развития. У дошкольника наряду с техническими навыками развивается умение анализировать окружающие его предметы, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость, креативность). | |
| |
Просмотров: 1302 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |