Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к значимым событиям нашей Родины
2017-Сен-18, 14:21

Иванушкина В.М.

Статья в сборнике всероссийской научно-практической конференции «Организация гражданско-патриотической деятельности в образовательном учреждении», 2017 год.

Аннотация: В статье показана актуальность нравственно-патриотического воспитания как необходимого условия формирования социально активной личности, ориентированной на определенную систему ценностей. Представлен познавательно-исследовательский проект «БАМ - территория дружбы!», реализованный в детском саду №114.

 

Формирование у детей высокого уровня нравственно-патриотического развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России является сегодня приоритетом государственной политики Российской Федерации в сфере воспитания детей.

Сегодня в России происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда дети воспитываются на чужих идеалах. Необходимо повысить качество работы образовательных организаций по нравственно-патриотическому воспитанию детей до уровня, соответствующего современным стратегическим задачам обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития. В Национальной доктрине образования на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Понятие воспитания дано в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание –это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Понятия патриотизма и патриотического воспитания даны в ФЗ «О патриотическом воспитании» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях», - писал Н.М. Карамзин.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм един с нравственностью и в этом единении означает образ жизни, основанный на ценностях национальной культуры и святынях народа, жизнедеятельность, превращающая национальную идею в социальную действительность, высшее проявление национального духа, динамическое средоточие его лучших качеств, волевая, жертвенная любовь к Родине, духовный ресурс укрепления и развития государства. Сущность патриотизма – национальная идея.

Внутренним регулятором поведения человека являются ценностные ориентации: направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. «Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала». Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность[2].

Потребность служения прогрессу, передовым идеям - часть эмоционального, духовного мира человека. Она проявляется в требовательности к себе, это нравственность, «обнаженная совесть».

Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них нравственных ценностей, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.

В образовательных организациях важно создавать условия для формирования чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, гражданской ответственности за судьбу страны, готовности ее беречь, защищать, укреплять.

Развитие воспитания в системе дошкольного образования предполагает развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность.

Для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, а, следовательно, и нравственно-патриотического воспитания, наиболее восприимчив старший дошкольный возраст. К 6-7 годам ребенок осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Он способен достаточно тонко различать моральные понятия, может совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Его социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

Становление гражданской позиции и патриотизма зависит от знания истории и культуры своей страны, от того, какими выдающимися событиями и фактами предстанет она перед детьми.

В современном обществе расцветает эгоизм. Он взращивается в семье, поддерживается по жизни, многие считают, что решение всех проблем – «полюбить себя». Людям стали непонятны идейные поступки молодежи советского времени, когда впереди материальных благ стояли нравственные устои. На всех уровнях современного российского образования приоритет поставлен на получении знаний, умений и навыков. За измеряемым оценками педагогическим результатом забывается его воспитательская функция и, в первую очередь, упускается воспитание нравственности, которое содействует формированию социально активной личности, ориентированной на определенную систему ценностей.

«Память – основа совести и нравственности. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками», – считал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Нравственно-патриотическое воспитание не может и не должно быть формальным. Необходимо окунуться в поток событий, соприкоснуться вживую со свидетелями прошлых времен, чтобы душу, особенно юную, разбередила всенародная боль, что сокрыта временами.

Воспитание нравственности, гражданственности и социальной активности начинается с ознакомления детей со значимыми датами в истории России, с фактами боевого и трудового подвига, примерами душевной щедрости, гражданского мужества, принципиальности. Одна из таких дат - сороколетие Байкало-Амурской магистрали, которое праздновалось в 2014 году.

БАМу исполнилось сорок... За годы своего существования магистраль испытала на себе разные «пересуды», от восторга до цинизма. Но хуже всего - забвение... Если спросить сейчас граждан нашей России моложе 40 лет: «Что такое БАМ и где он находится?», немногие точно ответят на вопрос. Что уж говорить о названиях населенных пунктов…

Историю своей страны забывать нельзя. Забывая значимые этапы ее развития, исторические вехи, мы забываем о людях, которые их сопровождали. Этим мы их предаем. Люди в тяжелейших условиях трудились на благо страны, они достойны уважения, они - ее герои!

Когда более 40 лет назад руководство страны приняло решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, то оно сразу было поддержано молодежью. Один за другим отправлялись в тайгу строительные отряды. Была такая гордость за то, что у нас в стране начинается стройка века! Девушки и юноши ехали в далекий край, зная, что придется жить и работать в невероятно трудных условиях: практически необжитые места, суровый климат, полное бездорожье. Строители съезжались с разных краев нашей необъятной Родины. Они были разных национальностей. Это не сказывалось отрицательно на отношениях людей, только вносило особый национальный колорит в строящиеся станции, поселки. Люди имели точное представление о своей идентичности, и на вопрос «Кто вы по национальности?» следовал быстрый ответ: «Наша национальность особая – бамовец».

Байкало-Амурская магистраль протянулась от Тайшета до Советской гавани, это четыре с лишним тысячи километров железной дороги, проложенной через горы, реки и тайгу. Сколько прекрасных станций и гигантских тоннелей построили строители на этом пути за 10 лет! Они свято верили, что делают великое дело на благо великой страны, считали эту стальную магистраль «мечтой и верой многих поколений, несущую в необжитую даль тепло людей и новых поселений»... Золотое звено соединило все участки магистрали, а БАМ соединил ее строителей дружбой.

Кто-то скажет: это пережитки социализма, сейчас всё по-другому. Однако во все времена люди в своей жизнедеятельности стремятся обеспечить не только условия и средства существования, но и реализацию внутренних детерминантов (факторов) социального поведения: потребностей, интересов, ценностей.

Пусть процветает Россия и строится дальше железная магистраль, уносящая поезда в край, где восходит солнце. Пусть существует прекрасная национальность - бамовец! Опыт, огонь сердец бамовцев должен быть сохранен и передан подрастающим поколениям.

В негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД» 40-летний юбилей БАМа был отмечен целым спектром мероприятий. Однако нельзя не сказать о трудностях, которые возникли уже в самом начале работы. Во-первых, оказалось, что педагоги очень мало знают о Байкало-Амурской магистрали. Ведь средний возраст коллектива - 35 лет. Этот вопрос был решен посредством сайта дошкольного учреждения http://detsad114rzd.ru/, на котором был создан соответствующий раздел и проводились виртуальные экскурсии по БАМу с остановкой на ключевых станциях. Забегая вперед, скажу, что затем там же публиковались интересные моменты работы с детьми, проводились выставки детских работ, фоторепортажи.

В качестве и формы, и метода работы с детьми по ознакомлению их с Байкало-Амурской магистралью был выбран проектный метод. Его название: «БАМ - территория дружбы!». Детский сад не подходит для хронологического изучения строительства БАМа, его роли в экономике страны, да и словосочетание «трудовой подвиг» для детей сложно. А вот понятие «дружба» для них - в самый раз. В детстве дружба - это эмоциональная привязанность, основанная на совместной деятельности. Сколько возможностей таит в себе дружба, недаром Пифагор сравнивал ее с равенством. Дружба - это убежище от эгоизма, детский идеал. Она сближает детей на основе обоюдных интересов, общих дел.

Данный проект явился коллективной исследовательской и творческой деятельностью всех педагогов и воспитанников детского сада. Изначально в его основу была положена проблема «Что такое БАМ?» и были поставлены следующие задачи:

1.обеспечение развития первичных представлений:

  • о Байкало-Амурской магистрали, ее истории и современности,
  • об объектах, сооружениях на БАМе, их значении для людей,
  • о различных видах труда строителей-бамовцев, их роли для удовлетворения потребностей отдельных людей и в целом государства,
  • о секретах (правилах) дружеских отношений,
  • о высших нравственных чувствах (долг, ответственность, гордость, совесть);

2. создание условий для приобретения опыта:

  • самостоятельного и совместного с взрослыми (педагогами и родителями) получения знаний о значимых событиях и объектах нашей страны, конструирования, моделирования по схемам, фотографиям,
  • рассуждения о социальных ситуациях, поведении, взаимоотношениях людей,
  • высказывания предположений, объяснения причин действий и поступков людей,
  • уважения нелегкого труда железнодорожных строителей, проявлений бережного отношения к результатам их труда,
  • установления положительных ролевых и реальных взаимоотношений в игре, отражающей труд железнодорожных строителей (согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, помогая им при необходимости, справедливо разрешая споры и т. д.),
  • совершения положительного нравственного выбора (воображаемого и реального) в ситуациях морального выбора.

Работа над проектом проходила в три этапа:

  1. подготовительный этап (целеполагание, выбор форм и методов, планирование реализации проекта через различные виды детской деятельности, организация предметно-развивающей познавательной среды);
  2. основной этап (организация совместной с педагогами, родителями и детьми поисковой и продуктивной деятельности по возрастным группам);
  3. заключительный этап (подведение итогов, презентация проекта);

Целевым ориентиром данного проекта являлось не только развитие познавательных интересов детей к значимым событиям нашей страны, но и формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, людям разных национальностей. Для реализации проекта были выбраны формы и методы, адекватные дошкольному возрасту. В первую очередь это: познавательная и исследовательская деятельность, игра, творческая активность.

Для решения проблемы «Что такое БАМ?» был намечен исследовательский поиск в различных направлениях:

  • работа с познавательной литературой, картой железных дорог России;
  • просматривание мультимедийных презентаций, разработанных по данной тематике, видеороликов, фотоальбомов на тематических сайтах;
  • беседы с детьми, рассказывание педагогов с наглядным сопровождением;
  • слушание песен и стихов о БАМе.

При реализации проекта детей больше всего заинтересовали тоннели, мосты и вокзалы. Дети обратили внимание нас, взрослых, на то, что когда дружат, то помогают друг другу и придумывают что-то интересное. Действительно, и мосты, и тоннели, и вокзалы БАМа - сооружения уникальные, они пронизаны одновременно силой и нежностью, реальностью и мечтой.

Тоннели поразили детей своей мощной протяженностью, интересными механизмами. Тот факт, что в Байкальском и Северомуйском тоннелях установлены ворота, открывающиеся при приближении поезда и закрывающиеся после его прохождения, действует система вентиляции и подогрева, стимулировал детей на решение разных проблемных ситуаций («Для чего в тоннелях подогрев?»,«Что случится, если ворота на выходе выйдут из строя?» и т.п.).

Ребенок-дошкольник познает мир в игре, поэтому познавательный интерес к тоннелям был закреплен путем создания настольных макетов и их обыгрывания. Настоящие бамовцы в свой праздник совершили проезд по настоящему БАМу. Дошкольники, построившие свой «игрушечный» БАМ, совершили проезд по только что сданному в эксплуатацию пути на игрушечном поезде. Путешествие по БАМу начали, конечно, с Тайшета. Коршуновский, Байкальский тоннель, Мысовые тоннели, Северомуйский тоннель ребята «проходили», ловко маневрируя игрушечным паровозиком.

Оценивая по ходу путешествия своим детским критическим взглядом вокзалы БАМа, ребята отметили, какие они разные. Они были в восторге от Северобайкальска. Конечно, вокзал-парусник на перекатывающейся волне сразу привлекает взгляд, его стеклянные стены чисты, как вода Байкала. Он дополняет живописный пейзаж, «нарисованный» природой: остроги Байкальского хребта, бескрайняя гладь озера... стремление к чистоте и свободе.

Архитектура бамовских вокзалов сочетает отражение культур народов, их создававших, и взгляд в будущее. Дружба народов... на скольких станциях БАМа отмечена она строителями. В Алонке над входом вокзала красуется композиция о дружбе русского и молдавского народов в виде двух женщин, опирающихся на светофор. В Новом Ургале стены вокзала оформлены картинами русско-украинской дружбы. На станции Солони 2-этажный красавец-вокзал с восточными орнаментами, чего стоит одно нарядное оформление арок входа в зал ожидания. В Новом Уояне здание вокзала с архитектурными элементами городов Прибалтики. Дети узнали, что представители разных национальностей строили БАМ: грузины строили Икабью, узбеки - Куанду и Леприндо, эстонцы – Хани, казахи - Новую Чару.

Тында - столица Байкало-Амурской магистрали, ее сердце. История появления этого города, выясненная детьми в процессе исследования, породила разные фантазии и умозаключения. Город был построен на месте болота и глухой тайги. И украшен экстравагантным вокзалом в виде белоснежного лебедя. Об удивительной преданности, верности, дружбе лебедей дети уже знали. Но в процессе решения проблемы «Почему именно в форме лебедя был создан вокзал главной станции БАМа?» прозвучала и неожиданная версия: «Потому что строители верили, что лебеди сюда, в далекий край, обязательно прилетят. Надо только верить». Возрождение через обновление и мудрость, так можно интерпретировать детские мысли. Надо только верить...

Закрепление представлений детей о станциях БАМа было осуществлено в процессе конструкторской деятельности. Прекрасные получились вокзалы у дошколят: яркие, стильные. Не хуже, чем у настоящих бамовцев. Старательнее всего возводились стены Тындинского вокзала. Ожидание чуда движет познанием... так хочется ребятам, чтобы лебеди прилетели. Чудеса в детском саду обязательно сбываются, детские ожидания оправдались и на этот раз. Прилетели лебеди к вокзалам-новостройкам. И не могло быть иначе. Ведь на нашей понарошкиной стройке царила дружба.

Пройдут годы, вырастут дети. И те ростки дружелюбия, взаимоуважения, взаимопомощи в деле достижения общей цели укрепятся. Только необходимо создавать благоприятную среду на всех уровнях образования. И будет у сегодняшних дошколят своя великая стройка, наверняка будет. БАМ еще впереди!..

То, что сегодня БАМ начинает свою вторую жизнь после длительного забвения – заслуга руководства нашей страны и ОАО «Российские железные дороги». Принято решение продолжать строительство магистрали. «В начале 2000-х годов стало очевидно, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает. Сегодня мы ведём работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы, через которую легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать», - заявил Президент России В.В. Путин на мероприятиях, посвященных юбилею БАМа. Магистраль будет жить! Будет жить дружба! И лебеди обязательно прилетят...

Литература:

Дедюлина, М.А. Социальная философия /Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 295 с.

Распоряжение от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

Категория: Мои статьи | Добавил: Админ
Просмотров: 1352 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]