Виртуальный методический кабинет – фактор повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС
2016-Дек-19, 09:02

Иванушкина В.М.

Статья опубликована в журнале «Современное дошкольное образование: теория и практика», №8 2015 г.

Базовым направлением реализации государственной политики в области образования является повышение качества образования, которое должно соответствовать перспективным задачам развития российского общества и экономики. Именно так определено в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1, с.43].

Процесс обновления образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и создания условий для этого в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Важнейшим из этих условий является  непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов, выполнение которого рассматривается как движущая сила реформирования образования.

В дошкольных образовательных учреждениях повышение квалификации происходит в большей степени в рамках методической работы.

Методическая работа – это непрерывная деятельность по обучению и развитию педагогических кадров, выявлению, обобщению и распространению передового опыта, стимулированию творческого поиска педагогов, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.  Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. В настоящее время, в условиях перехода на ФГОС, эта помощь как никогда актуальна. Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов требует расширения арсенала форм методической работы.

Условием непрерывного повышения квалификации является создание информационной образовательной среды. Под образовательной средой педагога понимается его естественное и искусственно создаваемое социокультурное окружение, включающее различные виды средств и содержания повышения квалификации, способные обеспечивать продуктивную профессиональную  деятельность педагога. Максимально информационной она станет при крепкой опоре на информационно-коммуникативные технологии.

Профстандарт гласит: «Каждый педагог детского сада должен владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» [2, с.11]. На сегодняшний день актуален вопрос системного использования ИКТ не только для работы с детьми, но и для методической поддержки педагогов.

Множество возможностей для повышения квалификации педагогов предоставляет Интернет. Однако в условиях перехода на ФГОС педагогам требуются разъяснения, консультирование по инновациям в образовании, рекомендации. Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность педагогам найти ответы на многие волнующие их вопросы, повысить профессиональную подготовку, проявить свою активность, взаимодействовать с другими педагогами.

Фактором повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС может стать виртуальный методический кабинет. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, источник воздействия на систему, посредник. Такая форма методической помощи как виртуальный кабинет актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения информационно-коммуникативных технологий.

Что такое виртуальный методический кабинет? По сути это web-сайт с содержанием реального методического кабинета. Слово web-site с английского переводится как «место в сети Интернет»: web - «паутина, сеть» и site - «место». Виртуальный методический кабинет это система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или образовательной организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом), направленная на информационную поддержку и повышение профессиональной подготовки педагогов. Это пространство общения и площадка для представления личного опыта. Виртуальный методический кабинет это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на побуждение педагогов к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности.

В рамках работы методической службы дошкольного учреждения виртуальный методический кабинет может быть составной частью официального сайта. Однако эффективнее будет работа отдельного методического интернет-ресурса. Для самостоятельного его создания не надо изучать программирование, просто нужно выбрать подходящий сервис - SaaS платформу, которая позволит получить конструктор для создания сайта и хостинг для него. SaaS это аббревиатура английского Site as a Service (Сайт в виде Сервиса).  Сделать web-sait можно с помощью таких проектов, как: Wiki-Wiki, Google sites, Nethouse, uCoz, General-CMS, 4 site CMS.

Для создания виртуального методического кабинета мной была выбрана платформа uCoz как бесплатная, наиболее апробированная и удобная. На ее основе был  разработан сетевой ресурс http://pedkabinet.ucoz.ru. После парковки домена виртуальный кабинет педагогов стал иметь адрес: http://pedkabinet.ru. Стандартные шаблоны конструктора легли в качестве основы. С помощью программы Adobe Photoshop Elements 10 был разработан дизайн виртуального кабинета, который отразил характерные особенности реального методического кабинета детского сада. Визитка представлена книжными полками, которые являются ссылками для перехода к основным разделам электронного ресурса.

При выстраивании его структуры были учтены принципы организации методического кабинета детского сада. При создании разделов и наполнения их материалами мне было важно, чтобы всё было доступно для восприятия, читаемо, интересно педагогам.

Данный интерактивный методический ресурс является частью работы методической службы детского сада №114. Воспитатели и специалисты других  дошкольных образовательных организаций также могут быть полноправными пользователями педкабинета. Виртуальный методический кабинет призван динамично отражать запросы педагогов. Оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает их деятельность по самообразованию наиболее эффективной. Каждый педагог, имея доступ к компьютеру, может самостоятельно найти и изучить нужный документ, подобрать пособия, получить консультацию удаленно, выбрав при этом подходящий ему темп усвоения, время.

В зависимости от характера взаимодействия педагога с виртуальной средой кабинета выделяются три ее вида: консультативная, коммуникативная и активная. В консультативной среде педагог является учеником: он получает информацию. Коммуникативная виртуальная среда позволяет взаимодействовать с другими членами среды, высказывать свое мнение по разным вопросам. Активная среда дает возможность представлять свой опыт, заявлять о себе.

Функции виртуального методического кабинета:

  • обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психологии и  педагогики с целью внедрения в практику своей работы;
  • обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования методическим и дидактическим материалом;
  • способствование овладению педагогами передовым педагогическим опытом, новаторскими  методами обучения и воспитания, новыми педагогическими технологиями;
  • оказание методической помощи при решении профессиональных проблем педагогов в их практической деятельности, в обобщении и распространении передового педагогического опыта.

Детский сад характеризуется наличием игр, игрушек, сказочных персонажей. Эту традицию сохранил и виртуальный кабинет педагогов. Путеводителями в материалы ресурса стали: Карандаш Крыж, Скрепка Самоделка и Телефон Говорун.

С компьютеризацией образовательных учреждений многие канцелярские товары стали невостребованными. В виртуальном кабинете они - незаменимые помощники. Карандаш Крыж – хранитель материалов. Он хамелеон, в зависимости от вида материала меняет свой цвет. Рекомендации по образовательным областям, учебно-методический и практический материал согласно ФГОС подскажет зеленая рубашка Карандаша.  Путь к виртуальному банку нормативной документации, международным и российским законам в области образования укажет Крыж в красной рубашке. А синяя рубашка Карандаша выведет педагогов к материалам по вопросу формирования и распространения личного опыта. Рекомендации «Как составить портфолио?», «Где и как опубликовать статью?», «На какие конкурсы можно представить работы детей? и т.п. помогут им реализовать инновационный потенциал и подготовиться к аттестации.

Скрепка Самоделка – хозяйка Студии «Умелые руки». Она представляет варианты дизайна групп детского сада, поделки-пособия для работы с детьми, хэнд-мэйд. Виртуальный кабинет открывает новые возможности оформления наглядности. На электронном ресурсе http://pedkabinet.ru   представлены картинки (сюжетные и предметные), дидактический материал по разным образовательным областям, пособия. Разные форматы изображений (jpg, png, gif) позволяют использовать их для создания мультимедийных презентаций, коллажей, фотошопа.

Существующие формы методических мероприятий расширяются за счет таких новых форм, как обмен информацией, высказывание своей точки зрения, получение консультации по интересующему вопросу в «Виртуальном консультанте». В Интернет-Клубе педагогов организуется общение на разные темы, создание тем - свободное. В Творческой мастерской посетители кабинета могут представить свой инновационный опыт, а также вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи). Преодолеть психологический барьер в общении поможет Телефон Говорун.

Сегодня к педагогу дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. И справиться с ними без методической поддержки сложно. Интерактивный информационный ресурс http://pedkabinet.ru служит для оказания этой поддержки. Данный методический портал выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, источником воздействия на воспитательно-образовательную систему образовательного учреждения, движущей силой процесса реформирования дошкольного образования.

Для цитаты: Иванушкина В.М. Виртуальный методический кабинет – фактор повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №8. – С.64–67.

Категория: Мои статьи | Добавил: Админ
Просмотров: 1123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]