2020-Фев-16, 12:39 | |
Конкурсные испытания:
Эссе на тему «Я – педагог» Требования положения к написанию эссе: Эссе может носить характер творческого рассуждения о профессиональном портрете педагога образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, размышления о миссии педагога в современном мире. Объем эссе – до 6 000 знаков (не более 3 страниц формата А4), текстовый редактор Word, шрифт – Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный. Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма, характерными чертами которого являются:
Эссе призвано продемонстрировать речевую компетентность участника Конкурса, способность в письменном тексте передать специфику профессиональных будней, систему занятий и педагогических приемов; взаимодействие с детьми, родителями, социумом; восприятие профессиональных проблем и прогноз развития дошкольного образования в регионе и стране. При разработке эссе необходимо учитывать рекомендации к содержанию эссе как литературному жанру, в котором автор выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или предмету. Основные требования к эссе: мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов; мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. В результате эссе приобретает кольцевую структуру: вступление; тезисы - аргументы; заключение. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. Специалисты рекомендуют сконцентрироваться на одной-двух идеях, раскрыть их детально и привести примеры из жизни. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на рассматриваемой проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора). Поскольку содержание эссе позволяет в первую очередь оценить личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства, то при написании эссе необходимо обратить внимание на:
Типичными ошибками при разработке эссе являются отсутствие описания собственных педагогических принципов и подходов к образованию, а также личной точки зрения (понимания) миссии педагога в современном мире. К распространенным ошибкам относится нарушение стиля изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. По мнению специалистов, должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование знака препинания – тире. Стиль также должен отражать уникальность и особенности личности автора. И конечно, в тексте не должно быть стилистических, пунктуационных и орфографических ошибок. «Интернет-портфолио» В оценке информационного ресурса основное – контент (содержание) ресурса; также оценивается его концептуальность и эргономичность: соответствие типа ресурса содержанию; позиционность и адресность; доступность и простота использования; обеспечение обратной связи и культура представления информации. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать умениями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий и быть готовым к диссеминации своего педагогического опыта. Портфолио педагога, размещенное в Сети Интернет, - эффективная форма саморазвития и методической работы с родителями при соблюдении требований к качеству его информационного наполнения и формату представления материалов. Основные из них:
Распространенной ошибкой при разработке Интернет-портфолио является недостаточное его информационное наполнение. Например, отсутствие:
«Педагогическое мероприятие с детьми» Цель педагогического мероприятия: наглядная демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций организации образовательной деятельности дошкольников, проявление творческого потенциала и самостоятельности. Данное конкурсное испытание – фрагмент профессионального опыта, наглядная демонстрация тех профессиональных компетенций, которые были представлены участником в педагогическом брифинге. Мероприятие должно следовать правилу: разумное соотношение репродуктивного, поискового и творческого. Регламент: до 30 минут (проведение мероприятия – до 20 минут; самоанализ – до 5 минут; вопросы членов Жюри – до 10 минут). Одним из основных правил, которому должен следовать конкурсант при разработке мероприятий – планирование образовательной деятельности воспитанников в соответствие с требованиями современного образования, в том числе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
«Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание» (Александр Асмолов). Образовательная деятельность должна быть построена на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. При разработке и проведении мероприятия, педагогу нужно выполнять следующие условия:
Самая распространенная ошибка при проведении непрерывной образовательной деятельности – отсутствие возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности (общения). Избежать ошибки можно при реализации развивающего обучения. Примерная структура описания непрерывной образовательной деятельности с позиций развивающего обучения представлена в таблице. «Педагогический брифинг» Это конкурсное испытание проходит как краткая пресс-конференция с членами жюри, позволяющая оценить профессиональный педагогический опыт конкурсанта. За основу обсуждения берутся материалы заочного тура. Регламент: 10 минут (вступительное слово участника – 5 минут, вопросы членов Жюри – до 5 минут). Формат выступления на педагогическом брифинге близок к публичному выступлению. Успешным является выступление, в рамках которого конкурсант не просто сообщает информацию, но и демонстрирует умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному выступающему, умение управлять их впечатлениями и эмоциями. Эффективными средствами удержать внимание аудитории являются: наглядность (пример, подробность, сравнение), образ (метафора), призыв (восклицание), противопоставление и др. Типичной ошибкой выступления на педагогическом брифинге является недостаточное его информационное наполнение. Обязательны следующие компоненты:
Распространенной ошибкой является отсутствие в выступлении логики, последовательности развития мысли. В результате аудитории трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений конкурсанта. Поэтому в выступлении важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Особую сложность для конкурсанта составляет подготовка начала и окончания выступления. В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце выступления. В начале выступления конкурсанту следует сформулировать цель речи не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие речи, настраивает аудиторию. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Не надо обрывать выступление, важны заключительные слова. Следовательно, над последними словами выступления надо поработать особенно тщательно: повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировав наиболее важные положения, сделать выводы. Значительное влияние на публичное выступление оказывают такие элементы, как правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. «Мастер-класс» Цель мастер-класса: представление и распространение результатов собственной образовательной деятельности, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленных на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста. Регламент: 20 минут, включая 5 минут на вопросы Жюри. По образному выражению М. Поташника, мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является «искусство» решения педагогических проблем. В отведенное по условиям Конкурса время каждый конкурсант должен:
Мастер-класс должен иметь глубину и оригинальность содержания. Выбранная тема должна иметь методическую и практическую ценность для дошкольного образования. Педагог показывает умение транслировать (передавать) свой опыт работы. Распространенной ошибкой при проведении мастер-классов является репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) подход представления своего опыта. Эффективным признается мастер-класс, проводимый в активном или интерактивном режиме (с наличием обратной связи). Искусство общения и взаимодействия, а также педагогическая импровизация позволяют образно, наглядно и аргументировано представлять своё педагогическое мастерство. Поэтому среди критериев оценки этого конкурсного задания учитывается такой показатель, как умение взаимодействовать с аудиторией. Ток-шоу «Профессиональный разговор» Тема, которая предлагается к обсуждению, объявляется накануне проведения мероприятия.Регламент (общая продолжительность обсуждения темы): 1ч. 30 мин. Единовременное выступление каждого участника в ходе обсуждения – 3,5 мин. Данное конкурсное испытание предполагает публичное обсуждение какого-либо вопроса, связанного с образованием, в форме дискуссии. Следовательно, при подготовке к испытанию необходимо учитывать правила ведения дискуссии:
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Типичными ошибками при проведении профессионального разговора признают отсутствие собственной позиции по теме обсуждения, аргументов у участников в ходе обсуждения, убедительности и красочности речи. При подготовке к профессиональному разговору необходимо обратить внимание на сформированность у педагога таких умений как:
| |
| |
Просмотров: 2218 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |