13:30
Конспект дистанционного занятия «Карнавал животных»

Музыкальный руководитель структурного подразделения "Детский сад №114 комбинированного вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия  Уланова Виктория Викторовна

 

Цель занятия: познакомить детей с фрагментами музыкальной сюиты Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».

Задачи:

1. Развивать музыкально-творческие способности, умение высказываться о своих эмоциональных впечатлениях;
2. Развивать способность различать изобразительные возможности музыкального искусства;
3. Воспитывать культуру слушателя.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Сейчас нам предстоит увлекательное путешествие на карнавал. А ты знаешь, что такое карнавал? (Ответ ребёнка). Да, это праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску или карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы при этом никто тебя не узнал. Карнавал, на который я тебя приглашаю, будет совсем необычным.  Во-первых, это карнавал животных, а во-вторых, он музыкальный. Это значит, что обо всех его персонажах нам расскажет музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.  И ты сможешь их услышать, а может быть и увидеть. Ты готова отправиться на карнавал? Тогда нам тоже надо изменить свой облик. Надевай маску или костюм. Готова? Отлично.
Любой торжественный праздник обычно открывают самые знатные и почётные гости. Кто же откроет наш карнавал? 
Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост – с кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.
Ведь не зря он – царь зверей в жаркой Африке своей! 
(Здесь и далее стихи А.Соболевой)

 

Конечно же, это царь зверей – Лев. Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш льва». Её в один голос, но очень мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и даже устрашающе, в ней проскальзывает улыбка, улавливается лёгкий комический оттенок. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчёркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая, но в то же время в ней ощущается мягкая и упругая кошачья походка. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки – это лев подаёт свой голос, грозно рычит. 

Прослушивание пьесы «Королевский марш льва» https://rutube.ru/video/7208d4ee4c6c1c72e57ca549f99914ee/?t=11

Музыкальный руководитель.  Как тебе понравился главный музыкальный герой? (Ответы ребёнка). Да, он важен и грозен, а все звери его очень уважают.
За главным распорядителем – Львом следуют гости карнавала. Кто пришёл первым, отгадай.
Ах, какой же он горластый!
По утрам кричит всем: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки, на ушах висят серёжки,
На головке гребешок. Кто же это? (Петушок.)
Ну, а Петины подружки – и хохлатки, и пеструшки – 
Шумно крыльями махали, громко клювами стучали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, нам зерно клевать легко. (Курицы.)

 

Итак, первыми пришли три курицы и Петух. Их голоса невозможно спутать ни с чьими другими. Куриное кудахтанье передаётся в музыке с большим юмором: это быстрые суетливые повторения на одном звуке. Куры перебивают друг друга, стараются перекричать одна другую. Неожиданно куры замолкают. Запел Петух. Он красуется перед курами и очень старается произвести на них впечатление. Горделиво пропевает каждую ноту своего соло, демонстрируя мастерство.

Просмотр видеоролика «Курицы и Петух»

Музыкальный руководитель. Какой момент тебе понравился больше всего в этой смешной музыке? (Ответы ребёнка). 
Ещё один забавный гость карнавала животных:
О ком загадка эта? Коричневого цвета,
На двух ногах не тужит, ей хвост опорой служит.
Скачками побежит от льва. Еда – листочки и трава.
На животе в карма не прижались дети к маме.
В тёплой сумке детвору носит только… (кенгуру.)

 

Ты помнишь, что кенгуру не умеет ходить и бегать, а может только прыгать, отталкиваясь от земли крепкими и длинными задними ногами. Поэтому и музыка, характеризующая это животное тоже «прыгающая». Отрывистые лёгкие аккорды фортепиано, прерываемые паузами, как будто отскакивают от клавиш. Каждая фраза, ускоряясь вначале, завершается осторожным замедлением, будто кенгуру то и дело останавливается и робко озирается по сторонам. Оглядевшись, кенгуру вновь продолжает свои прыжки.

Просмотр видеоролика «Кенгуру» https://www.youtube.com/watch?v=urV4soHcv7Y&t=28s

Музыкальный руководитель. Ты обратила внимание, какие сильные звучали скачки в музыке? (Ответы ребёнка.) Удивительное животное кенгуру. Если захочешь, то сможешь ещё о нём найти информацию. А наш знакомый Камиль Сен-Санс предлагает переместиться в необычный мир.
Целый день снуют, толкутся эти крошки за стеклом:
То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло,
Вот одна других резвее, бьётся боком о стекло,
Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой,
Чешуинки так и блещут у красавицы такой.

Это, конечно, подводное царство. Пьеса носит название «Аквариум». С первых же звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных «водяных» красок. Слушая музыку, мы словно видим чудесную картину сверкающих разноцветных бликов на воде, отражение в ней солнечного света. Мелодия плавно скользит по соседним звукам. Музыка искрится и переливается всеми цветами радуги.

Просмотр видеоролика «Аквариум» https://www.youtube.com/watch?v=vGqqoTgfWUc&t=6s

Музыкальный руководитель. Тебе понравилась пьеса? А дома нет аквариума с рыбками? Наблюдаешь за ними? Наверное и музыку сможешь сочинить, как Сен-Санс? (Ответы ребёнка.)
Следующая пьеса – одно из лучших и самых известных сочинений композитора. Оно посвящено птице.
Горделивый, белокрылый, он белее белых лилий.
Скользит бесшумно над водой. Шея выгнута дугой.
Им любуются всегда все на берегу пруда. (Лебедь.)

 

Музыка передаёт плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Сен-Сансу удалось великолепно выразить её характер – величественный, гордый, благородный, и вместе с тем он сумел передать и её мягкое скольжение по гладкой поверхности воды. Тёплый, бархатный тембр виолончели, исполняющий гибкую, певучую мелодию, выразительно звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепьяно, подражающего лёгкому плеску воды. На эту музыку русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь». Сейчас мы увидим его в исполнении замечательной балерины Майи Плисецкой.

Просмотр видеозаписи балетной миниатюры «Лебедь» К.Сен-Санса.
https://www.youtube.com/watch?v=O3f-C7YOZBo

Музыкальный руководитель. До сих пор участники карнавала представали перед нами по отдельности, мы знакомились с ними. Наконец, они собрались все вместе в Финале – так называется последняя пьеса «Карнавала животных».
Карнавальное представление завершается жизнерадостным, стремительным танцем. Вновь, но уже в последний раз, перед нами мелькают, как карнавальные маски, образы знакомых животных, напоминая о себе короткими музыкальными фрагментами. Нас захватывает всеобщее веселье, праздничная, ликующая, солнечная атмосфера.

Прослушивание Финала «Карнавала животных» https://yandex.ru/video/preview/1114765016121513750

Музыкальный руководитель. Понравилось тебе на музыкальном карнавале? С какими животными ты там встретилась? А кто тебе больше всех понравился? (Ответы ребёнка.) Я рада что на Карнавале животных тебе было весело и интересно. Помнишь имя и фамилию французского композитора – автора музыки? (Ответы ребёнка.) Молодец. До свидания.

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 91 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]