22:44 Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Насекомые» в старшей группе компенсирующей направленн |
Разработала учитель-логопед СП «Детский сад №114 комбинированного вида» Кирюхина И.П. Цели: Создание условий для : - закрепления знаний детей о насекомых; - активизации предлогов и словаря по теме; - закрепления навыка употребления существительных в Род. п. ед.ч.; - закрепления навыка употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - закрепления навыка употребления слов с увеличительными оттенками; - закрепления навыка согласования числительных с существительными и прилагательными; - закрепления знаний обобщающих понятий; - закрепление навыка звуко - слогового анализа слов; - закрепления навыка составления схемы предложений и правил написания предложений; - развития внимания, памяти, логического мышления. - формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. - воспитания любви и бережного отношения к природе. Оборудование: ноутбук, интерактивная доска или экран, мультимедийные презентации по теме занятия и игр; раздаточный материал; наборы для составления звуко-слогового анализа слов и схемы предложения; эмблемы и раскраски. Ход занятия. I. Вводная часть. Организационный момент. Дети стоят в кругу, говорят стихотворение, взявшись за руки: Собрались все дети в круг: Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Логопед: К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить. Все дети хором: Говорим всегда красиво Четко и неторопливо, Плавно громко говорим И, конечно, не спешим. Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку! Давайте посмотрим на экран и познакомимся с жителями нашей полянки! Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать! Будьте внимательны! - Мёд душистый принесла С луга вешнего … (пчела). - Слышим мы гудящий звук – То летит к нам майский … (жук). - Если светятся жучки, Их зовите (светлячки). - «Больше всех мои глаза!» - Любит хвастать … (стрекоза). - Бежит по ладошке быстро и ловко, В точечках чёрных вся … (божья коровка). - В лесном небоскрёбе на тыщу семей Живёт работяга – малыш … (муравей). Как только садится она на цветок, Нектар собирает её хоботок (бабочка). - Кровь попить у детворы Любят летом (комары). Зелёная пружинка Живет в траве густой. С травинки на травинку Он скачет день- деньской. (кузнечик) Некрасивая я, Крыльев нет у меня. Но я в нити завернусь, В бабочку я превращусь (гусеница) II. Основная часть. Логопед: Кузнечик, бабочка, пчела И муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем, Но как мы всех их назовем? (насекомые) Дети: Это насекомые. Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых. Игра - презентация «Кого не стало». Употребление существительных в Род. п. ед.ч. Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Кого не стало?» Внимание на экран! Наконец к нам пришло тепло, светит солнышко! На лесной полянке появилось много насекомых. Это - бабочка (хоровые ответы детей)! Это - пчела (хоровые ответы детей)! Это - стрекоза (хоровые ответы детей) Это - кузнечик (хоровые ответы детей)! Это – божья коровка (хоровые ответы детей)! Это - гусеница (хоровые ответы детей)! Это - муха (хоровые ответы детей)! Это - жук (хоровые ответы детей)! Вдруг на полянку прилетел воробей! Насекомые испугались воробья и все кто-куда исчезли! Кого не стало на поляне? Не стало - пчелы (хоровые ответы детей)! Не стало - мухи (хоровые ответы детей)! Не стало - гусеницы (хоровые ответы детей)! Не стало - кузнечика (хоровые ответы детей)! Не стало - божьей коровки (хоровые ответы детей)! Не стало - жука (хоровые ответы детей)! Не стало - стрекозы (хоровые ответы детей)! Не стало - бабочки (хоровые ответы детей)! Улетел и воробей Игра «Назови ласково!». Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление предложений по образцу. Логопед: Насекомые бывают разной величины, большие и маленькие. Будем называть маленьких насекомых. Я называю вам насекомое, а вы отвечаете, например: Это не паук, а паучок. Это не жук, а жучок. Это не комар, а комарик. Это не муравей, а муравьишка. Это не стрекоза, а стрекозка. Это не пчела, а пчелка. Игра «Насекомые – великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу. Логопед: Вы уже знаете, что насекомые бывают разной величины. Поиграем в игру «Насекомые – великаны». Я называю вам насекомое, а вы отвечаете, например: Это не паук, а паучище. Дети: Это не жук, а жучище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не муравей, а муравьище. Это не стрекоза, а стрекозище. Игра «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными и прилагательными. Логопед: На ваших столах картинки с насекомыми. Я вам буду показывать цифру. Вы должны сказать, сколько и каких насекомых на цветке. Например: На цветке три жёлтых пчелы. Дети составляют предложения по образцу. Игра «Четвёртый лишний». Закрепление обобщающих понятий, развитие мышления. Логопед: Я буду называть четыре слова, а вы должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор. - Жук, пчела, муравей, кошка; - слон, бабочка, шмель, гусеница; - божья коровка, комар, тарелка, стрекоза; - ёлка, таракан, муха, кузнечик; - паук, бабочка, комар, кровать. - Молодцы, справились заданием. Физкультминутка. Я большая стрекоза, Очень круглые глаза Я верчусь, как вертолёт Вправо, влево, взад, вперёд. Я летала и летала Устали не знала. На ромашке посидела и опять полетела. (Дети выполняют движения по тексту Составление звуко-слоговой схемы слова МУХА. Логопед: Отгадайте загадку: Я жужжу, жужжу, жужжу, Я летаю и кружу Возле носа, возле уха. Догадайся, кто я! …(Муха). Давайте составим звуко-слоговую схему слова МУХА. Ребенок составляет схему. Логопед: Сколько слогов в слове МУХА? Сколько гласных звуков в слове? Определите место звука [У] в слове. Определите место звука [А] в слове. Сколько согласных звуков в слове? Дайте характеристику звукам [М] и [Х]. Составление предложения и его схемы. Логопед: Что можно составить из слов? Дети: Из слов можно составить предложения. Логопед: Давайте вспомним правила написания предложений. Дети: Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка. Логопед: Составьте предложение о любом насекомом. Давайте составим схему предложения у доски. Молодцы, дети, вы правильно выполнили задание. III.Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Логопед: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? С кем мы там встретились и о ком говорили сегодня? Что вам понравилось? Что было трудным для вас? В награду дети получают эмблемы с божьей коровкой, которая является самым добрым и любимым насекомым, а еще символом экологического волонтерского движения нашего детского сада! |
|
Всего комментариев: 0 | |