Елена Бодрова, Дебора Леонг. Программа «Инструменты мышления» (Tools of the Mind)
2016-Сен-08, 09:49

Программа «Инструменты мышления» ("Tools of the Mind") набирает популярность в США. Многочисленные исследования ее реализации показывают высокие результаты по развитию показателей интеллекта и одаренности.  Данный подход рекомендуют Бюро развития образования UNESCO и UNICEF. 

Программа «Инструменты мышления» (Tools of the Mind ) дает педагогам инструменты для формирования успешности ребенка, развивая основные когнитивные, социальные и эмоциональные навыки, необходимые для достижения своего наивысшего потенциала.

В настоящее время организовано целенаправленное обучение педагогов и психологов системе педагогических методов, методик и приемов «Инструменты мышления». Осуществляется постоянный поиск, улучшение и уточнение этой системы обучения, ее адаптация к детям с различными образовательными потребностями, подбор методик с использованием современных технических средств.

Программа "Инструменты мышления" ("Tools of the Mind") базируется на концепции Л.С. Выготского, положениях культурно-исторической психологии.

История создания данной программы:

Программа дошкольного обучения "Инструменты мышления" ("Tools of the Mind") была разработана в середине 1990-х годов русскими психологами, эмигрировавшими в США. Один из ее авторов, Елена Бодрова, изначально работала в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания, который был основан учеником Выготского А.В. Запорожцем. Здесь она получила качественное и глубокое представление о концепции Выготского и возможностях ее применения в обучении. Переехав в 1992 году в США, Елена Бодрова совместно с Деборой Леонг начала работать над созданием системы обучения и воспитания «Инструменты мышления». Авторами был разработан вариант развивающего обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изначально эта программа обучения имела целью обеспечить качественное интеллектуальное развитие детей, особенно детей из семей переселенцев, которые не в полной мере владели английским языком. Методы, которые применяли Бодрова и Леонг при разработке системы конкретных методик, были согласованы с концепцией Выготского: ролевая игра и драматизации, совместная деятельность с педагогом через диалог, совместная деятельность со сверстниками, использование знаков и проговаривание, планирование.

Показатели развития познавательных процессов у детей, посещавших программу «Инструменты мышления», были заметно выше по семи из восьми параметров, включая словарный запас и коэффициент интеллектуального развития. Но оценивалось также и поведение дошкольников. Оказалось, что если в обычных группах требовался постоянный внешний контроль воспитателя и учителя для того, чтобы организовывать детей, предотвращать конфликты, драки, порчу предметов, то в группах, работающих по программе «Инструменты мышления», у детей очень эффективно формировался самоконтроль, наблюдалась взаимная настроенность на разрешение конфликтов, сохранялась устойчивая учебная мотивация и, как называл это явление В.В. Давыдов, проявлялась учебная самодеятельность.

Каждый педагог знает, что важнейшим понятием концепции Выготского является понятие овладения собственными процессами поведения.

Авторы «Инструментов мышления» убеждены в том, что главной целью в развитии дошкольника должно быть именно овладения собственными процессами поведения, а не его умение читать и считать, не уровень эрудиции и развития речи.

Признаки, которые указывают на то, что у ребенка хорошо сформировано произвольное поведение:

  • способность быть внимательным, долгое время сосредотачиваться на задании, не отвлекаясь по пустякам;
  • мотивация на успех;
  • умение контролировать свое поведение, эмоции;
  • планирование собственных действий и умение доводить до конца начатое, преодолевать трудности на пути к достижению цели;
  • владение произвольной памятью (например, способность выучить наизусть заданное стихотворение или пересказать тот текст, который спросят).

Программа «Инструменты мышления» (Tools of the Mind ) дает педагогам инструменты для формирования успешности ребенка, развивая основные когнитивные, социальные и эмоциональные навыки, необходимые для достижения своего наивысшего потенциала.

Американские детские сады, работающие по программе "Tools of the Mind", предлагают для этого специальный комплекс упражнений и занятий. Их можно выполнять как в детском саду, так и дома.

1.Выбираем роли в игре. При организации режиссерской игры ребенок сам выбирает, какую роль он будет выполнять. Например, если дети (или дети и взрослые) играют в магазин, то ребенок сам решит, будет ли он продавцом или кем-то еще.

2.Самопроверка. После выполнения учебного или игрового задания ребенок проверяет себя самостоятельно. Например, если вы учились рисовать ровные круги без линейки, пусть ребенок возьмет свой листочек с нарисованными кружками и обведет те, что получились лучше всего.

3.Участие ребенка в планировании дня. О том, что режим дня и план занятий на день значительно упрощает жизнь с ребенком, знает любая мама. Авторы методики Tools of the Mind настоятельно рекомендуют привлекать ребенка к этому планированию. Пусть он сам, допустим, с помощью рисунков (ведь почти наверняка дошкольник пока не умеет писать) планирует для себя игровые и учебные занятия следующего дня. Мама может подсказывать ему варианты интересных занятий (выстроить башню из 20 кубиков, три раза завязать и развязать бантик, найти все красные предметы в комнате и нарисовать три из них), потом, через некоторое время, ребенок сам начнет придумывать не менее занимательные  упражнения. Важно, чтобы он не забыл их выполнять и самостоятельно контролировать качество исполнения.

4.Длительная игра. Педагоги «Инструментов мышления» не поощряют слишком быструю смену деятельности. После того как ребенок определился с игровым материалом или родом занятий, его предоставляют на долгое время самому себе, допустим, игра с конструктором или строительство железной дороги может занимать 30-40 минут. То же самое касается сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

5.Озвучиваем внутренний голос. Ребенку предлагается озвучивать свои мысли, особенно полезно проговаривать последовательность каких-то действий. Допустим, одеваясь зимой на прогулку, ребенок может по порядку перечислять предметы одежды: «Сначала ищем у колготок переднюю сторону, потом натягиваем колготки на ноги, после надеваем свитер…». Очень полезно проговаривать порядок действий во время письма и выполнения других заданий, требующих большой сосредоточенности, потому что именно проговаривание помогает не отвлекаться и не запутаться в порядке действий. В конечно итоге у ребенка постепенно пропадет необходимость проговаривать вслух все необходимые шаги, зато значительно возрастет самоконтроль.

6.Читаем друг другу. В этом упражнение двое выбирают книгу и садятся друг напротив друга. Один участник игры читает отрывок, а второй внимательно слушает. Затем второй должен пересказать первому (тому, кто читал) этот отрывок своими словами близко к тексту. После можно поменяться ролями.

7.Работаем в «зоне ближайшего развития». Концепция развития ребенка Л.Выготского большую роль уделяет «зоне ближайшего развития», т.е. работе по достижению навыков и компетенций, до которых ребенок еще не дорос, но совсем скоро дорастет. Это значит, что учебные занятия должны быть направлены не только на отработку актуальных для данного возраста навыков и знаний, но и содержать более сложные задания, которые выполняют старшие дети.

Выполнение этих задач возможно только при совместной работе ребенка и взрослого. Подход «Tools of the mind» говорит о том, что деятельное участие взрослого (родителя или педагога) помогает способностям ребенка раскрыться полностью.

Сайт «Tools of the Mind» http://toolsofthemind.org/

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 11273 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]