Методы обучения
2025-Авг-01, 10:24

Что есть метод в педагогике?

Известный педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так: «Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность педагоги и обучающегося для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания - юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося. Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

  • По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.
  • По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.
  • По характеру познавательной деятельности обучающихся: информационно-рецептивный метод (когда педагог передаёт информацию обучающимся), репродуктивный (обучающийся выполняет действия по примеру педагога), метод проблемного изложения (педагог формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (педагог разбивает проблему на отдельные задачи, а обучающиеся их решают) и исследовательский (обучающиеся и ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности обучающегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.
  • По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда педагог сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же обучающиеся решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов обучающиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания - для развития ответственности за результат обучения).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

Стоит заметить, что названные методы - общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за педагогом фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.

Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения. От традиционных они отличаются, как правило, тем, что обучающийся играет куда более выраженную, скорее даже центральную роль в процессе обучения. Иными словами, это методы активного обучения - в отличие от пассивной модели, обучающийся не просто слушает педагога или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу. Кроме того, эти методы помогают развивать софт-скиллы, объединяют знания и навыки из разных дисциплин.

Проектный метод обучения

Проектный метод обучения отличается от классических тем, что обучающиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а педагог выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде презентации. Завершается проект защитой.

Метод проектного обучения позволяет: научить обучающихся самостоятельно достигать намеченной цели, планировать движение к ней, сформировать у них умение работать с информацией, применять полученные теоретические знания на практических задачах, сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Кейс-метод.

Кейс это реальный факт о сложной и неоднозначной ситуации, имевшей место в жизни. Задача обучающегося - исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе дети и взрослые учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию. Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения.

Метод интеллект-карт.

Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить обучающимся сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы - в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Ролевые игры - метод, который позволяет обучаться на собственном опыте с помощью определённым образом смоделированных ситуаций. Как предполагает название метода, обучающиеся берут на себя некие роли. А педагог придумывает игровую ситуацию, сюжет и контролирует процесс игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этот метод широко применяется от дошкольного обучения до бизнес-тренингов.

Вот ещё несколько оригинальных подходов к обучению:

  • на основе феноменов (финский подход);
  • интерливинг (чередование изучаемых тем);
  • ТРИЗ-педагогика (помогает развивать нестандартное мышление).

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» - каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. 

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач. Поэтому педагогу очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно.

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития обучающиеся, прочие психологические факторы, особенности образовательной программы и конкретной темы.

Категория: Планирование работы с детьми | Добавил: Админ
Просмотров: 45 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]