Педагогу легко организовать игры детей с листьями. Это весело, познавательно и экологично.

Творческие и художественные игры:
- Аппликации и коллажи: Собрать листья разного цвета, формы и размера и создать из них картину. Можно сделать животных, портреты, пейзажи: можно создать мандалы: на асфальте или на земле выложить из листьев, веточек, ягод и камешков симметричный круговой узор.

Активные игры:
- Листопад (догонялки с листьями): педагог подбрасывает охапку листьев вверх, пока они летят, дети должны успеть набегать под "листопадом" или поймать как можно больше листьев на лету.
- Дождь из листьев: устроить "битву", засыпая друг друга горстями легких, сухих листьев. Это безопасно и очень забавно.
- Эстафета с листьями "Пронеси на голове", "Передай листок", "Меткий стрелок' (бросать листья в корзину).
Спокойные игры:
- Гербарий-определитель: Собирать разные листья, а потом в группе пытаться определить, с какого они дерева, с помощью книг или интернета.
- Сортировка: Разложить листья по разным признакам: по цвету, размеру, по форме, по дереву (все кленовые, все березовые).
- Счет и буквы: использовать мелкие листья как счетный материал (посчитай, сколько листиков в этой кучке) или выкладывать из длинных листьев и палочек буквы и цифры.
- Что это?: закрыть глаза и дать ребенку в руки лист. Пусть он на ощупь попробует угадать, какой он: гладкий или шершавый, большой или маленький, от какого дерева может быть.
Ролевые и сюжетные игры:
- Листья - это еда: в "кукольном чаепитии" или "готовке" листья прекрасно исполняют роль салата, пиццы, картошки или котлет; лист может быть сковородой или тарелкой.
- Волшебный зелье: смешать в ведерке или тазике листья, воду, ягоды, палочки и т.д. — варить "суп для ведьмочки" или "эликсир силы".
- Уборка в домике: дать детям маленькие грабельки или совочек и предложить помочь убрать "во дворе" (на площадке). Дети часто с огромным энтузиазмом носят листья в ведерках и сгребают их в кучи.

Что развивают эти игры:
- Моторику: сбор, сортировка, выкладывание узоров.
- Фантазию и творческое мышление: создание картин, образов.
- Знание об окружающем мире: изучение деревьев, форм, цветов.
- Тактильные ощущения: чувство шершавости, гладкости, хрупкости листьев.
- Координацию и ловкость: бег, прыжки, метание.
- Эмоциональный интеллект: совместные игры, радость от общения с природой.
Главное в этих играх — не результат, а сам процесс: шелест листьев под ногами, их яркие цвета, свежий воздух и безудержное веселье. Это прекрасный способ провести время с детьми на прогулке. |