11:29
Лэпбук в работе учителя-логопеда детского сада

Авторская методика Акимовой Екатерины Александровны, учителя-логопеда СП «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального райрона Республики Мордовия.

 

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое значение приобретает разнообразие форм работы с детьми с учетом социальной ситуации развития современного ребенка.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько эффективно учитель-логопед применяет различные технологии.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи страдает процесс накопления лексического запаса, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. Все это влечет за собой снижение уровня развития высших психических функций. Исходя из того, что речь самостоятельно не развивается, учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свою индивидуальность и вовлекут в коррекционный процесс его родителей.

Внедрение инновационных технологий предполагает введение в педагогический процесс обновленных, уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью такой деятельности является повышение эффективности образовательного процесса и достижение более качественных результатов.

Образовательный стандарт нового поколения предъявляет к существующей системе обучения и воспитания дошкольников требования, исходя из которых, возникает проблема несоответствия имеющегося наглядно-демонстрационного материала. В рамках коррекционно-развивающего процесса появляется необходимость поиска наиболее эффективных технологий.

Использование современного дидактического пособия «Лэпбук» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Технология «Лэпбук» соответствует требованиям ФГОС ДО к организации пространственной предметно-развивающей среды. Она обладает дидактическими свойствами, развивает воображение, доступна к использованию группой детей, вариативна. Данная технология обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. 

Что такое лэпбук?

Строго научной литературы по технологии «Лэпбук» я не встречала. Самая популярная версия сети Интернет о появлении этой технологии это история о писательницы из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что созданный ей лэпбук умещается на коленях ребенка. В переводе  «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).

Лэпбук в понимании российских педагогов это самодельная книжка-раскладушка с карманчиками, конвертами, окошками и другими деталями, в которых находится информация в виде рисунков, небольших текстов, загадок по какой-то теме. Лэпбуки сегодня имеют бешеную популярность у педагогов дошкольного образования. И это объяснимо: они систематизируют информацию и удобно ее хранят, с помощью данного атрибута можно организовать ситуации общения как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зачем учителю-логопеду нужен лэпбук?

  • Лэпбук помогает педагогу организовать образовательный процесс, мотивирует и направляет детей.
  • Лэпбук позволяет организовать самостоятельную детскую деятельность. 
  • Лэпбук как совместное творение педагога и ребенка позволяет интегрировать речевую деятельность с изобразительной и другими видами детской деятельности, содействует развитию моторики рук.
  • Лэпбук это отличное решение для обеспечения наглядности на логопедических занятиях (индивидуальных и групповых).
  • Лэпбук является важным развивающим компонентом предметно-пространственной среды логопедического кабинета и группы компенсирующей направленности. 
  • Лэпбук может быть прочной нитью, которая свяжет в коррекционно-развивающей работе дошкольную образовательную организацию и семью

 

Ведя инновационную деятельность по теме «Использование инновационной игровой технологии «Лэпбук» в логопедической работе с дошкольниками», я проанализировала возможности технологии «Лэпбук», способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста, в том числе с нарушениями речи, а затем внедрила технологию «Лэпбук» в коррекционно-развивающее обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Я несколько расширила производную «lap» (колени), так как в группе детского сада коленей много (педагог работает не только индивидуально), но и с группой детей), и книга может быть большего размера, чем предполагалось у  основателя лэпбука.

 

 

Я создала свою систему лэпбуков для речевого развития детей дошкольного возраста, которые классифицируются по трем показателям:

  1. Сторона речи (звуковая культура, грамматический строй речи, лексика).
  2. Размер лэпбука (большой, средний, маленький, миниатюрный).
  3. Ориентация лэпбука (горизонтальная, вертикальная).

Данная система представлена в следующей таблице

Сторона речи

Размер лэпбука

Звуковая культура

  Средний

Маленький /

миниатюрный

Грамматический строй речи

Большой Средний

 

 

Лексика

Большой Средний

Маленький /

миниатюрный

Связная речь

Большой Средний

 

 

 

Размеры логопедического лэпбука.

  1. Большой или демонстрационный лэпбук имеет формат А1, т.е. это размер ватмана (594 х 841 мм). Такой лэпбук используется для групповой коррекционно-развивающей работы с детьми.
  2. Средний размер лэпбука - это 1/2 ватмана или размер A2 (420 x 594 мм). Он используется для подгрупповой совместной деятельности педагога и детей, речевых игр, бесед, ситуаций общения
  3. Маленький лэпбук - формат А4 (210 × 297 мм) используется для индивидуальной работы с детьми.
  4. Миниатюрный лэпбук - формат А5, размер которого равен 148 х 210 мм. Дети играют с ним самостоятельно.

Чаще всего педагоги конструируют горизонтальные лэпбуки: в формате книги (на одном переплете) или папки-раскладушки. Я изготавливаю горизонтальные лэпбуки в формате книги на пружине, лэпбуки-папки и раскладушки-гармошки. Но практикую также вертикальные или перекидные лэпбуки, которые могут быть настенными или настольными. Общее у них то, что страницы лэпбука перекидываются. Это осуществляется за счет брошюровочной пружины, которая позволяет свободно переворачивать листы. Настенные лепбуки делаю большого и среднего размера. Настольные - маленького и миниатюрного размера. 

Размещение лэпбука на стене или столе обеспечивает большее количество зрительных контактов детей, нежели в случае «наколенной книги».

Создание лэпбуков не требует больших материальных затрат. Качество изделия, его эффективность напрямую зависит от выбора параметров.

Структура основы лэпбука:

  • Подложка (прочный материал, например картон).
  • Листовой блок (ватман, обои, белая или цветная бумага).
  • Переплет (склейка, пружина).

Залогом качества логопедического лэпбука являются следующие характеристики: 

 

Для наполнения лэпбука картинки можно подобрать из журналов, еще лучше - нарисовать самому или вместе с детьми. Можно снимать  фото, распечатывать их на принтере. Разные заготовки и шаблоны легко позаимствовать из сети Интернет.

Лэпбук - это не просто поделка, это дидактически обоснованное логопедическое пособие.

Поэтому чтобы заполнить конкретную папку-раскладушку, надо логически распределить подобранный материал.

И здесь все зависит от темы лэпбука, в частности для логопедического лэпбука это сторона речи (звуковая культура, грамматический строй речи, лексика).

Лэпбуки по звуковой культуре речи я подразделила на следующие группы:

  • «Гласные звуки»,
  • «Согласные свистящие звуки»,
  • «Согласные шипящие звуки»,
  • «Аффрикаты»,
  • «Соноры»,
  • «Звонкие и глухие согласные звуки»,
  • «Твердые и мягкие согласные звуки». 

Лэпбуки на развитие грамматического строя речи составляю в соответствии с нарушениями, характерными для общего недоразвития речи 

  • неверное использование окончаний имен существительных, имен прилагательных и местоимений;
  • неправильное употребление, а также смешение падежных окончаний количественных числительных;
  • неверное употребление личных окончаний глаголов и окончаний глаголов в прошедшем времени;
  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

Лексические лэпбуки составляю по классификационной таблице: «Моя семья», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Инструменты», «Транспорт» и т.д.

Лэпбуки, которые я создавала, сразу же привлекали внимание детей, заинтересовывали их. Им было интересно открывать страницы, листать, находить фото, картинки в карманах, окошечках. Когда дети узнали, что эти чудесные «книги» я создаю сама, им тоже захотелось поучаствовать в процессе создания лэпбуков. Поддержать инициативу детей - важная миссия педагога. Я предоставила детям возможность быть творцом в создании лэпбуков. Это были лэпбуки попроще в изготовлении, но многограннее в содержании.

Чаще всего дети участвуют в создании  лексических лэпбуков, но апробировано и самостоятельное изготовление первого детского звукового лэпбука.

Темы детских лексических лэпбуков связаны с воспитательными мероприятиями, проходившими в группе в соответствии с планом воспитательной работы: «Моя Мордовия», «Кто работает в детском саду?», «Блокада Ленинграда» и др. Лэпбук явился продуктом детского проекта, стал отличным дополнением к изучаемому материалу, послужил инструментом для сбора, обобщения, закрепления материала. 

При использовании игровой технологии «Лэпбук» необходимо следовать принципам:

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогов и детей;
  • принцип постепенного и постоянного усложнения материала;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип доступности;
  • принцип комплексного подхода;
  • принцип наглядности;
  • принцип преемственности;
  • принцип поддержки детской инициативы и самостоятельности;
  • принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов.

Я полагаю, что внедрение в логопедическую работу с дошкольниками инновационной игровой технологии «Лэпбук» позволяет не только разнообразить технологические компоненты образовательного процесса, но и значительно повысить результативность коррекционно-развивающей работы.

Просмотров: 121 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]