21:40 Социализация и развитие читательской культуры дошкольников через взаимодействие с детской библиотекой |
Проект: (образовательный и социально- просветительский) «Социализация и развитие читательской культуры дошкольников через взаимодействие всех участников педагогического процесса с детской библиотекой». Проект разработала: учитель-логопед Кирюхина Инна Петровна 1. Анализ ситуации, постановка проблемы, замысел проекта: Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры, в частности детских библиотек. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными. Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка является взаимодействие с библиотекой. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Именно детская библиотека вместе с родителями и педагогами ДОУ способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести ее в действие. 2. Цель и задачи проекта: Цель проекта: Социализация и развитие читательской культуры дошкольников через взаимодействие всех участников педагогического процесса с детской библиотекой. Задачи проекта: 1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с библиотекой для создания единой социокультурной педагогической системы. 2. Изучить теоретическую и методическую литературу, опыт других педагогов по данному вопросу и сформировать банк методических материалов по теме проекта. 3.Сформировать у детей интерес к библиотеке и профессии библиотекаря, расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека. 4.Приобщить старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей. 5. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать до¬ступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 6. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и способствовать зарождению традиции семейного чтения. 7. Пополнить предметно-развивающую среду по художественной литературе в группе. 8. Создать итоговую презентацию по теме проекта. 3. Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности с ТНР, воспитатели, учитель-логопед, работники библиотеки, родители. 4. Целевая группа (кому адресованы результаты деятельности по проекту, кто получит пользу в результате его выполнения): педагоги, дети, родители. 5. Сроки реализации проекта: 3 месяца (1 марта по 31 мая). 6. Условия реализации проекта (кадровые, материальные, финансовые, информационные и др.). Кадровые: - работники библиотеки; -воспитатели; - учитель-логопед; -родители воспитанников. Материально-техническая база: Предметно-пространственная среда содержит: - книжные уголки в группах; - уголки театрализации; - наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, - иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов; - библиотека книг художественной и познавательной литературы; - ИКТ. Финансовые: - наличие финансов для покупки книг для пополнения библиотеки группы. Методическое: - теоретическая и методическая литература; - периодическая печать; - материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта: - сайт ДОУ; - фотоотчёты; - презентация. 7. Содержание проекта. Формы осуществления взаимодействия: -экскурсии в библиотеку; -знакомство и взаимодействие с библиотекой; -выставки рисунков; фотовыставки; -участие в театрализованной деятельности; -совместные праздники. -участие в совместной образовательной деятельности. -анкетирование родителей; - беседы с детьми; - консультации с родителями. Этапы проекта Подготовительный этап (организационный): Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой. -изучение теоретической и методической литературы и передового опыта других педагогов по теме; -изучение опыта родителей по данному вопросу; -установление контактов с библиотекой; -определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. Практический этап (основной): Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой. - проведение различных мероприятий с родителями и воспитанниками; - проведение мероприятий по взаимодействию с библиотекой. Завершающий этап: Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам. Создание Основные принципы и подходы к формированию речевого и познавательного развития. Принцип личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности) сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами). Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических интересов. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.) Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного развития, наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ). 8. Рабочий план реализации проекта: Перспективный план работы: I. Подготовительный этап (организационный): (1.03.-22.03.) 1. Изучение теоретической и методической литературы и передового опыта других педагогов по теме. 2. Анкетирование родителей «Семейное чтение». 3. Разработка консультаций для родителей. 4. Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом). 5. Организация «Книжкиной больнички»: ремонт книг в группе. 6. Круглый стол воспитателей и учителя-логопеда «Определение методов и приемов, используемых при взаимодействии всех участников педагогического процесса с библиотекой». 7. Организация книжного уголка «Мир книги». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе. 8. Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами. 8. Ежедневное чтение произведений художественной литературы. II. Практический этап (основной: ( 25.03.- 08.05.) 1. Знакомство детей с новыми книгами в уголке «Мир книги». 2. Изготовление с детьми книжек-малышек для детей 2 младшей группы. 2. Беседа с детьми о профессии библиотекарь . 3. Оформление стенгазеты в информационном уголке для родителей «Книга - наш друг и учитель». 4. Проведение благотворительной акции среди детей и их родителей «Подари книгу другу». 5. Проведение конкурса совместных рисунков родителей и детей по произведениям А.С.Пушкина. 6. Экскурсия совместно с родителями в библиотеку. 7. Проведение круглого стола среди педагогов и родителей «Значение и роль взаимодействия с библиотекой в социализации и развитие читательской культуры детей дошкольников». 8.Проведение сотрудниками библиотеки с детьми игры КВН по русским народным сказкам. 9. Подготовка и показ кукольного театра по сказке «Репка». 10. Проведение праздника с родителями и детьми в детской библиотеке «Весна-красна!» с использованием стихотворений русских поэтов о весне. 11. Тематическая выставка в книжном уголке, подготовленная совместно с родителями, «Мой любимый сказочный герой». 12. Проведение консультаций для родителей «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Книга – мой друг». 13.Проведение выставки в библиотеке по теме: «Художники – иллюстраторы детских книг: Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Конашевич и др. 14.Работа родителей по оформлению читательского абонемента для своих детей. 15. Проведение тематического дня в библиотеке «История Рузаевки». 16. Публикация фото-отчетов о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ. III. Завершающий этап: (13.05.- 31.05.) 1.Создание банка методических материалов по теме проекта. 2. Проведение итогового анкетирования среди родителей. 3. Проведение конкурса среди семей воспитанников «Папа, мама, я – читающая семья». 4. Проведение конкурса читательских абонементов «Самый читающий ребенок». 5. Проведение тематического дня в библиотеке «Книга - лучший друг!». 6. Проведение беседы с детьми «Для чего нужны нам книги?» 7. Оформление совместной с родителями фотовыставки «Мы в библиотеке». 6. Оформление результатов проекта - презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам. 9. Ожидаемые результаты реализации проекта. 1.Пополнение знаний и создание банка методических материалов по вопросу социализации и развитию читательской культуры дошкольников через взаимодействие всех участников педагогического процесса с детской библиотекой. 2.Создание единой социокультурной системы через творческое взаимодействие библиотеки, педагогов ДОУ, детей и их родителей. 3.Активное посещение детьми библиотеки и чтение книг, благодаря формированию у них стойкого интереса к процессу чтения и работе библиотеки . 4. Формирование в семьях воспитанников традиции семейного чтения книг детям, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя . 5. Умение детей различать до¬ступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 6. Пополнение предметно-развивающей среды по художественной литературе в группе. 7. Создание итоговой презентации «Библиотека – наш друг, книга – наш учитель». 10. Оценка эффективности реализации проекта (количественные и качественные показатели, подтверждающие выполнение поставленных в проекте задач, методы диагностики полученных результатов). 11. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта. Заключение. Реализация данного проекта по взаимодействию всех участников педагогического процесса с детской библиотекой позволит: - расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ); - укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка; - внедрить новые формы работы; -укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений. Перспективы дальнейшего развития проекта: Продолжать формировать у дошкольников стойкий интерес к чтению книг в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Чтение книг дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Всё это необходимо делать для того, чтобы - формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг; - развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников; - формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств. Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Помогает социализировать ребенка в обществе, развивать его читательскую и человеческую культуру. |
|
Всего комментариев: 0 | |