21:40
Социализация и развитие читательской культуры дошкольников через взаимодействие с детской библиотекой
Проект:
(образовательный и социально- просветительский)
«Социализация и развитие читательской культуры дошкольников через взаимодействие всех участников педагогического процесса с детской библиотекой».


Проект разработала: учитель-логопед Кирюхина Инна Петровна

1. Анализ ситуации, постановка проблемы, замысел проекта:

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры, в частности детских библиотек.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка является взаимодействие с библиотекой.
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Именно детская библиотека вместе с родителями и педагогами ДОУ способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести ее в действие.

2. Цель и задачи проекта:

Цель проекта: Социализация и развитие читательской культуры дошкольников через взаимодействие всех участников педагогического процесса с детской библиотекой.

Задачи проекта:
1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с библиотекой для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Изучить теоретическую и методическую литературу, опыт других педагогов по данному вопросу и сформировать банк методических материалов по теме проекта.
3.Сформировать у детей интерес к библиотеке и профессии библиотекаря, расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.
4.Приобщить старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей.
5. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать до¬ступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
6. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и способствовать зарождению традиции семейного чтения.
7. Пополнить предметно-развивающую среду по художественной литературе в группе.
8. Создать итоговую презентацию по теме проекта.

3. Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности с ТНР, воспитатели, учитель-логопед, работники библиотеки, родители.

4. Целевая группа (кому адресованы результаты деятельности по проекту, кто получит пользу в результате его выполнения): педагоги, дети, родители.

5. Сроки реализации проекта: 3 месяца (1 марта по 31 мая).

6. Условия реализации проекта (кадровые, материальные, финансовые, информационные и др.).
Кадровые:
- работники библиотеки;
-воспитатели;
- учитель-логопед;
-родители воспитанников.
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда содержит:
- книжные уголки в группах;
- уголки театрализации;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,
- иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы;
- ИКТ.
Финансовые:
- наличие финансов для покупки книг для пополнения библиотеки группы.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- сайт ДОУ;
- фотоотчёты;
- презентация.

7. Содержание проекта.

Формы осуществления взаимодействия:
-экскурсии в библиотеку;
-знакомство и взаимодействие с библиотекой;
-выставки рисунков; фотовыставки;
-участие в театрализованной деятельности;
-совместные праздники.
-участие в совместной образовательной деятельности.
-анкетирование родителей;
- беседы с детьми;
- консультации с родителями.

Этапы проекта

Подготовительный этап (организационный):
Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой.
-изучение теоретической и методической литературы и передового опыта других педагогов по теме;
-изучение опыта родителей по данному вопросу;
-установление контактов с библиотекой;
-определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап (основной):
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой.
- проведение различных мероприятий с родителями и воспитанниками;
- проведение мероприятий по взаимодействию с библиотекой.

Завершающий этап:
Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление
презентации проекта детям, родителям, педагогам. Создание

Основные принципы и подходы
к формированию речевого и познавательного развития.

Принцип личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности) сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного развития, наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ).

8. Рабочий план реализации проекта:

Перспективный план работы:

I. Подготовительный этап (организационный): (1.03.-22.03.)

1. Изучение теоретической и методической литературы и передового опыта других педагогов по теме.
2. Анкетирование родителей «Семейное чтение».
3. Разработка консультаций для родителей.
4. Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом).
5. Организация «Книжкиной больнички»: ремонт книг в группе.
6. Круглый стол воспитателей и учителя-логопеда «Определение методов и приемов, используемых при взаимодействии всех участников педагогического процесса с библиотекой».
7. Организация книжного уголка «Мир книги». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.
8. Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами.
8. Ежедневное чтение произведений художественной литературы.

II. Практический этап (основной: ( 25.03.- 08.05.)

1. Знакомство детей с новыми книгами в уголке «Мир книги».
2. Изготовление с детьми книжек-малышек для детей 2 младшей группы.
2. Беседа с детьми о профессии библиотекарь .
3. Оформление стенгазеты в информационном уголке для родителей «Книга - наш друг и учитель».
4. Проведение благотворительной акции среди детей и их родителей «Подари книгу другу».
5. Проведение конкурса совместных рисунков родителей и детей по произведениям А.С.Пушкина.
6. Экскурсия совместно с родителями в библиотеку.
7. Проведение круглого стола среди педагогов и родителей «Значение и роль взаимодействия с библиотекой в социализации и развитие читательской культуры детей дошкольников».
8.Проведение сотрудниками библиотеки с детьми игры КВН по русским народным сказкам.
9. Подготовка и показ кукольного театра по сказке «Репка».
10. Проведение праздника с родителями и детьми в детской библиотеке «Весна-красна!» с использованием стихотворений русских поэтов о весне.
11. Тематическая выставка в книжном уголке, подготовленная совместно с родителями, «Мой любимый сказочный герой».
12. Проведение консультаций для родителей «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Книга – мой друг».
13.Проведение выставки в библиотеке по теме: «Художники – иллюстраторы детских книг: Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Конашевич и др.
14.Работа родителей по оформлению читательского абонемента для своих детей.
15. Проведение тематического дня в библиотеке «История Рузаевки».
16. Публикация фото-отчетов о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ.

III. Завершающий этап: (13.05.- 31.05.)

1.Создание банка методических материалов по теме проекта.
2. Проведение итогового анкетирования среди родителей.
3. Проведение конкурса среди семей воспитанников «Папа, мама, я – читающая семья».
4. Проведение конкурса читательских абонементов «Самый читающий ребенок».
5. Проведение тематического дня в библиотеке «Книга - лучший друг!».
6. Проведение беседы с детьми «Для чего нужны нам книги?»
7. Оформление совместной с родителями фотовыставки «Мы в библиотеке».
6. Оформление результатов проекта - презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.

9. Ожидаемые результаты реализации проекта.

1.Пополнение знаний и создание банка методических материалов по вопросу социализации и развитию читательской культуры дошкольников через взаимодействие всех участников педагогического процесса с детской библиотекой.
2.Создание единой социокультурной системы через творческое взаимодействие библиотеки, педагогов ДОУ, детей и их родителей.
3.Активное посещение детьми библиотеки и чтение книг, благодаря формированию у них стойкого интереса к процессу чтения и работе библиотеки .
4. Формирование в семьях воспитанников традиции семейного чтения книг детям, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя .
5. Умение детей различать до¬ступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
6. Пополнение предметно-развивающей среды по художественной литературе в группе.
7. Создание итоговой презентации «Библиотека – наш друг, книга – наш учитель».

10. Оценка эффективности реализации проекта (количественные и качественные показатели, подтверждающие выполнение поставленных в проекте задач, методы диагностики полученных результатов).

11. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Заключение.
Реализация данного проекта по взаимодействию всех участников педагогического процесса с детской библиотекой позволит:
- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);
- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрить новые формы работы;
-укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать формировать у дошкольников стойкий интерес к чтению книг в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Чтение книг дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Всё это необходимо делать для того, чтобы
- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг;
- развивать литературную речь, художественное восприятие и
эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;
- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства
с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками
семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Помогает социализировать ребенка в обществе, развивать его читательскую и человеческую культуру.
Категория: Проекты | Просмотров: 94 | Добавил: Инесса | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]