Александра Митрофановна Ращупкина (1914—2010) — советский танкист, участница Великой Отечественной войны.
С началом Великой Отечественной войны муж Александры ушел на фронт. Верная жена стремилась последовать за ним. Она неоднократно обращалась в военкомат с просьбой также отправить её на фронт, но представителей военкомата не убедили её аргументы: ни то, что она успешно освоила трактор и способна без проблем также освоить боевую машину, ни то, что её муж — уже на фронте, и она не желает отсиживаться в тылу.
Тогда в 1942 году, коротко постригшись, в мужской одежде она снова пришла в военкомат и, воспользовавшись неразберихой с документами, записалась в число новобранцев под именем Александра Ращупкина. Была направлена в Подмосковье на курсы шофёров, затем на двухмесячные курсы механиков-водителей танка под Сталинградом. Врач, проводивший медосмотр новобранцев, возмущённо заявил, что обязан доложить командованию, но Александра сумела его убедить, сказав, что обязана защищать Родину и всё равно прорвётся на фронт. Врач согласился не выдавать её: «Эх, ну и девка… Просто Жанна д'Арк!»
Александра была направлена на фронт механиком-водителем танка Т-34. Воевала в составе 62-й армии (генерал В. И. Чуйков), участвовала в боях за Сталинград, в освобождении Польши. В части её прозвали «Сашка-сорванец».
В течение почти трёх лет ни экипаж танка, который водила А. М. Ращупкина, ни остальные однополчане не подозревали, что под именем Александра Ращупкина скрывается женщина. Тайна открылась только в феврале 1945 года, когда танкисты наступали по территории Польши. Т-34 Александры попал в засаду немецких «Тигров», был подбит и загорелся. Механик-водитель А. М. Ращупкина была тяжело ранена в бедро и контужена. На выручку бросился механик-водитель Виктор Пожарский из соседнего танка, стал перевязывать. Он-то и распознал в «Сашке-сорванце» девушку.
Александра была направлена в госпиталь, а в это время в полку разразился большой скандал. Когда дело дошло до командования, за отважную танкистку вступился генерал Василий Чуйков. В итоге, А. М. Ращупкина из
бежала наказания, была оставлена в полку, а все документы были переоформлены на женское имя.
Со своим мужем Александра встретилась только после войны, вместе они прожили 28 лет, пока мужа не стало. Детей у них больше не было — дали знать о себе фронтовые ранения.