2023-Мар-13, 10:33 | |
Федот Васильевич Сычков родился 13 марта 1870 года в бедной деревенской семье в селе Кочелаево Пензенской губернии. Когда ему было 12 лет мать овдовела, и он вынужден был просить с ней милостыню. Бабушка Федота настояла на том, чтобы отдать внука в трехклассную земскую школу. Там мальчик сразу же проявил большой талант к рисованию, а его учитель всячески пытался развить этот дар. После окончания трёх классов земской школы Сычков писал иконы в мастерской, фрески в сельских церквях, а также портреты, но не с натуры, а по фотографиям. Однажды генерал Арапов, чей загородный дом располагался недалеко от Кочелаево, заказал талантливому мастеру картину «Закладка станции Арапово», ее увидел Е. А. Сабанеев, который и поспособствовал поступлению Сычкова в школу Общества поощрения художников. В 1892 году состоялся его отъезд в Санкт-Петербург. В 1895 году будущий народный художник Сычков Федот Васильевич заканчивает Рисовальную школу и становится вольным слушателем в Высшем художественном училище, находящимся при Академии художеств, которое Федот Сычков окончил в 1900 году.
По завершении учебы получил звание художника за конкурсную работу "Вести с войны", но диплом не получил, так как у него не было документа о полном среднем образовании. Сычков становится популярным портретистом в Петербурге. Заказчиков, вероятно, привлекало его умение писать быстро и точно, схватывая особенности внешнего облика портретируемых. Среди его «моделей» – банкиры, чиновники, светские дамы. В 1903 году он женится на Лидии Васильевне Анкудиновой, изящной, хрупкой петербургской барышне, которая становится настоящей музой художника. Ее портрет, который художник написал в 1904 году - образ женщины с богатым внутренним миром, здесь мечтательность и просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. К Сычкову пришел успех. В 1905 г. его «Мяльщицы льна» были отмечены премией имени Куинджи, позже не менее престижные отечественные награды художник получил за картины «Дети на катке», «Возвращение с ярмарки», «Деревенская свадьба», «Возвращение с сенокоса», «После дождя» и «Летом в деревне».
В 1908 году Сычков с женой отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, чтобы воочию увидеть творения мирового искусства. За границей он написал множество серийных пейзажей и выставлял свои работы в парижском Салоне. К 1917 году Федот Сычков имел немалую популярность и в Европе. За картину «Трудный переход» в 1911 году Сычкову вручили премию на Международной выставке в Риме, за картину «Учительница у себя дома» - большую серебряную медаль на Международной выставке в Сент-Луисе (США, 1917). Октябрьская революция круто изменила привычный уклад жизни Сычкова, нарушила все его планы. В своих письмах друзьям Сычков признавался, что его питерскую мастерскую и квартиру на Малом проспекте Васильевского острова буквально разгромили и разграбили. Многие картины бесследно исчезли, оставшись лишь в репродукциях на открытках, выпущенных до революции, газетах и журналах тех времен. Потеряв в голодном, нетопленом Петербурге просторную мастерскую и богатых заказчиков, он возвратился на родину, с которой не порывал связей никогда. Хотя в деревне приличной крыши над головой у него не было, только больная мать и младшая сестра Екатерина. Художник с супругой ютились в единственной комнатке избы, лишь позже пристроил мастерскую. Художник занимался хозяйством, обрабатывал свой участок, как и все кочелаевские крестьяне. Ему казалось, что это все временно... Питерский приятель Сычкова, художник Константин Вещилов, покинувший революционную столицу следом за Федотом, переманил Сычкова в соседний город Наровчат. Там уже имелся театр, и художники занимались оформлением спектаклей, за что им выдавали гонорары деньгами, продуктами или вещами. Предприимчивый Вещилов, вскоре женившийся на родственнице Лидии Сычковой, умудрялся находить актуальные заказы и в глубинке. На пару с Федотом они оформляли агитационными плакатами улицы и железнодорожную станцию Арапово (теперь Ковылкино). 20 июня 1919 года газета Наровчатского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «Плуг и молот» сообщила о первой выставке картин. В информации приводится лестный отзыв о картинах «местного живописца Сычкова»: «Выставка имеет живой интерес в публике, тем более что художник Вещилов знает объяснение картин Сычкова..., рассказав вкратце биографию художника Сычкова...». Судя по письмам, дружба художников продолжалась долгие десятилетия и после эмиграции Вещилова в Европу, а затем в США. Константин Александрович, умевший находить выгодные заработки, старался хоть чем-то помочь Сычкову. На родине «деревенские» картины Федота Васильевича не покупали, а Вещилов выставлял их во французских салонах, где они пользовались спросом. О вырученных средствах подробно отчитывался, присылая Сычковым продукты, краски. «Когда ждать тебя? Безумно буду рад обнять тебя и приголубить старого друга. Я послал посылку на твое имя большую — мука 6 кило, сахару — 2 кило, 125 гр. чаю и масло растительное». «Если нужны краски или какие-либо материалы, то пиши», - постоянно напоминал Вещилов. «Получил твое письмо, где ты пишешь, что получил 47 флаконов красок и что ты ими доволен. Я рад тоже, что они дошли благополучно. Ибо художнику без красок прямо смерть. Твои сомнения, что выйдет ли у тебя декоративно, что ты боишься и прочее…На это я тебе отвечу: «Ты мастер, каких мало! Ты научен и переучен», - уверял обосновавшийся в Париже Вещилов и настоятельно звавший Сычкова к себе. Да, позже советские искусствоведы и журналисты восторженно заверяли, что новое время обогатило сычковское творчество тематикой счастливого колхозного труда. Но сетовали: этот период был для художника малоплодотворным. И ни слово про то, где в деревне найти элементарно краски? Уж не говоря о давлении со стороны местного сельского начальства, которое требовало от 60-летнего художника, чтобы тот вступил в колхоз, пахал поля, пас скот, рыл колодцы, возил корма и т.д. В противном случае, угрожали «ссылкой на Север». Федот Васильевич с Лидией дважды навещали родственников Вещиловых во Франции. Но переселиться на чужбину Сычков так и не решился. Он трезво сознавал: расстаться с родиной, даже если тут несладко, не сможет. Как уже не сможет дышать без кочелаевских пейзажей, без Мокши, без очаровательных сельских натурщиц - соседских девчонок. В феврале 1937 года в Мордовии открылся вернисаж первой масштабной республиканской выставки. На ней демонстрировалось около 350 работ 46 местных авторов, по большей части живописцев-любителей. Газета «Красная Мордовия» в нескольких номерах подробно сообщала о столь значимом для культурной жизни региона событии. Именно тогда Сычкова впервые назвали «художник радости». По словам очевидцев, на фоне работ полусамодеятельных живописцев яркие, технически совершенные полотна Федота Васильевича смотрелись шедеврами. А Сычков, помня о собственном непростом пути в большое искусство, ратовал за развитие творческих способностей талантливой молодёжи. «Красная Мордовия» опубликовала его материл под названием «Нужен художественный техникум». В марте того же года Сычкова удостоили званием «Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР» и назначили пенсию. И семь его работ были закуплены для местного Краеведческого музея. Федот Сычков много писал о жизни простого русского человека из глубинки. Важной темой его работ был образ крестьянской женщины, девушки, девочки. Искренние, светлые, розовощёкие, жизнерадостные, в традиционных платках, нарядах, бусах - каждую можно разглядывать часами, любоваться ими. От полотен автора веет добром и радостью. Энергетика картин художника особая. Изображение крестьянских детей - одна из любимых тем Сычкова. В его детских портретах ощущается та традиционная самостоятельность, сызмальства привитая «трудовая хватка», которая до сих пор отличает деревенскую детвору от городских ребят. Он ясно показывает зрителю, что любит своих героев, любуется ими, понимает их своеобразную прелесть. «Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее». В конце 40-х годов у художника начались проблемы со зрением, и к концу жизни, он практически уже не видел. Для художника это поистине была большая трагедия. Жизнь Федота Васильевича закончилась в городе Саранске. Умер он в 1958 году. Творческое наследие Ф.В. Сычкова представлено во многих музеях России - в Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др., а также в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом. Самое крупное собрание произведений Сычкова (более 500 работ) находится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. На родине художника в селе Кочелаево открыт мемориальный музей. | |
| |
Просмотров: 480 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |