2018-Дек-20, 12:12 | |
В пособие включены статьи, описывающие процесс психического развития ребенка в контексте сюжетно-ролевой игры. Психическое развитие понимается авторами как освоение культуры, поэтому особое внимание уделяется освоению образов и образцов поведения, происходящее в игре. Рассматривается также проблема мотивации и развития субъектности. Содержание: Статьи хрестоматии объединяет логика ненатуралистического исследования психического развития в сюжетно-ролевой игре; они имеют как фундаментальное теоретико-экспериментальное значение, так и значение прикладное. Статья «Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия» посвящена основному вопросу психологии развития – вопросу о том, как строится психическое развитие в процессе опосредствования – присвоения ребенком сложившихся в культуре образов и образцов поведения. Авторы не сомневаются в трактовке психического развития как процесса присвоении культуры, но указывают, что такое представление стало уже абстрактным и мало продуктивным. Они заново подробно разбираются в условиях и строении опосредствования как мотивационно-потребностной (смысловой), так и операционно-технической стороны деятельности. Центром внимания авторов стало своеобразие субъектности в присвоении каждой из этих двух культурных предметностей. Здесь высказана гипотеза: быть субъектом смысла действия значит брать на себя инициативу; культурный образ субъектности инициативы содержится в структуре волшебной сказки. В сюжетно-ролевой игре (деятельности по присвоению смыслов) инициатива опробуется. Впервые для выявления образцов субъектности инициативы проведён культуролого-психологическй анализ текста волшебной сказки. В работе «Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольников» экспериментально проверяется и подтверждается гипотеза о волшебной сказке как средстве, задающем субъектность инициативы, выявлены пробы инициативности в игре по каноническому сюжету таких сказок. Статья публикуется в сокращенном виде. Статья «О предметности игры» посвящена анализу процесса передачи сказочных образцов инициативности, разбору ситуации, в которой такая передача происходит. Ответив на вопрос о культурном образце смысла действия, автор задаёт следующие вопросы: как этот образец «живёт» в свободной игре детей, как дети переживают смысл и как внешний наблюдатель может это «увидеть»? Здесь высказана гипотеза о двухтактной структуре сюжета, которая в следующей статье «О единице сюжетно-ролевой игры» подтверждается. В работе показано, что ребенок переживает смысл действия посредством произвольного выстраивания связи двух ролевых действий – вызова и отклика на вызов. Двухтактная игра и есть развитая культурная форма сюжетно-ролевой игры. Ответ на вопрос о том, чему же дети в игре придают культурную форму, содержится в работе «К проблеме присвоения смыслов в сюжетно-ролевой игре дошкольников». | |
| |
Просмотров: 1142 | Загрузок: 35 | |
Всего комментариев: 0 | |