Наблюдения за природой зимой
2014-Янв-13, 12:19

МЛАДШАЯ  ГРУППА

 Наблюдение  1. Первый  снег!

Вместе  с  детьми  выразить  восхищение  первым  снегом  и  заметить,  как  изменилась  береза.

Первый  снег!  Как  приятно  вдыхать  запах  первого  снега!  Как  красиво  зимой!  Деревья  уже  не  кажутся  голыми:  ведь  на  ветках  лежит  снег.

После  прогулки  внесите  необходимые  изменения  в  модель  дерева:  чтобы  было  тепло,  надо  нарисовать  много  снежинок. 

Наблюдение  2. Новый  год

Украсить  березу ледяными  игрушками:  ведь  она  самая  красивая,  самая  лучшая,  самая  необыкновенная.

Давайте  поблагодарим  березу,  украсим  ее  ледяными  игрушками  и  прочитаем  ей  стихи.

Наблюдение  3. Оттепель

Понаблюдать  за  березой  в  оттепель  (как  прекрасна  береза  с  заледеневшими  ветками,  как  она  мелодично  звенит  ими).

Во  время  оттепели  на  ветках  образуется  тонкий  слой  льда.  Когда  ветки  закачаются  от  ветра  и  заденут  друг  друга,  послышится  тихий  мелодичный  звон. 

Наблюдение  4. Ясная,  солнечная  погода

Показать,  что  зимой – в  ясную  солнечную  погоду – кора  теплая.

В  светлый  зимний  день,  когда  ярко  светит  солнце,  а  небо  чистое,  голубое,  стволы  у  деревьев  теплые  (потрогать  кору  березы  рукой).

Наблюдение  5. Почему  нет  листьев  зимой?

Рассказать  детям,  что  (когда  холодно,  мало  света  и  влаги)  листьев  на  деревьях  не  может  быть.

Зимой  деревья  стоят  голые,  без  листьев:  мы  знаем,  что  осенью они  опали.  Могут  ли  листья  появиться  зимой?  Конечно,  нет:  холодно,  мало  света  (очень  рано  темнеет).

Наблюдение  6. Метель

Показать  зависимость  состояния  березы  от  погодных  явлений.

Метели  и  вьюги  наметают  высокие  сугробы,  а  порывистые  ветры  гонят  по  земле  снежную  поземку;  утепляет  ствол  березы.  После  метели  деревья  стоят  все  белые,  занесенные  снегом.


СТАРШАЯ  ГРУППА

Наблюдение  1. Первый  снег

Учить  видеть  красоту  в  засыпанных  снегом  березах.

Бывают  зимой  такие  дни:  выйдешь  на  улицу  и  замрешь  от  восхищения – березки  в  белоснежных  шубах,  ветви  под  их  тяжестью  гнутся,  стволы  напоминают  сказочных  животных,  человечков…   Настоящая  снежная  сказка!  В  такие  мгновения  вспоминаются  стихи  С.Есенина:

Белая  береза  под  моим  окном

Принакрылась  снегом  словно  серебром.

На  пушистых  ветках  снежною  каймой

Распустились  кисти  белой  бахромой.

И  стоит  береза  в  сонной  тишине,

И  горят  снежинки  в  золотом  огне.

А  заря  лениво,  обходя  кругом,

Обсыпает  ветки  новым  серебром.

В  снежных  уборах  можно  увидеть  медведя,  черепаху,  гнома,  сказочных  птиц,  дома.  Нарисуйте  их,  расскажите  о  них  папе  и  маме.  Внесите  изменения  в  модели  березы.

Наблюдение  2. Новый  год

Продолжать  воспитывать  чувство  ответственности  за  "тех,  кого  приручили",  в  нашем  случае – за  березу,  учить  передавать  свои  впечатления  о  природе  в  рассказах  и  рисунках.

Предложите  детям  придумать  рассказ  и  нарисовать  в  альбоме  наблюдений  "портрет"  Беляночки  зимой.

Наблюдение  4. Ясная,  солнечная  погода

Показать  детям,  что  художники  широко  используют  образ  березы  в  своем  творчестве.

Покажите  детям  картины  И.Левитана  ("Весна.  Большая  вода",  "Золотая  осень"),  К.Юона  ("Мартовское  солнце"),  И.Грабаря  ("Февральская  лазурь"),  И.Шишкина  ("Лесная  глушь"),  А.Рылова  ("Осень  на  реке  Тесна")  и  др.  Обратите  их  внимание  на  то,  что  "героем"  многих  пейзажей  является  "наша  родная  и  любимая  Беляночка".

Наблюдение  5. Почему  нет  листьев  зимой?

Дать  представление  о  взаимосвязи  дерева  с  объектами  живой  и  неживой  природы:  воздухом,  водой,  светом,  теплом,  почвой,   ночными  животными,  птицами.

Зимой  деревья  не  питаются,  не  растут – они  погружаются  в  глубокий  сон.  А  от  холода  деревья  защищает  пробковая  ткань – она  не  пропускает  наружу  ни  воды,  ни  воздуха.

Летом  деревья  откладывают  слой  пробки  под  кожицей  ствола  и  веток:  чем  старше  дерево,  тем  толще  пробковый  слой,  поэтому  старые  деревья  легче  переносят  морозы.

Наблюдение  3. Оттепель

Продолжать  учить  определять  настроение  березы,  развивать  воображение.

Какое  настроение  у  березки?  Она  шепчет:  "Как  бы  мне  хотелось  станцевать  для  вас".  Как  вы  думаете:  как  могла  бы  ходить  березка – тяжелой  поступью  или  легким  шагом?  (Дети  изображают  и  объясняют)

Наблюдение  6. Метель

Углублять  представление  о  взаимосвязи  дерева  и  объектов  живой  природы,  в  том  числе  птиц.

Дети  вместе  с  взрослыми  делают  кормушку  и  вешают  её  на  березу.  К  ней  то  и  дело  подлетают  птицы:  зимой  им  голодно,  а  весной  и  летом  они  помогут  дереву  спастись  от  вредителей.

После  прогулки  в  альбоме  наблюдений  нарисовать  кормушку  и  прилетевших  к  ней  птиц,  а  также  изобразить  березу  в  метель.

Детей  можно  спросить:  что  помогает  дереву  устоять  во  время  урагана?  Правильно,  корни.  Они  находятся  в  земле  и  удерживают  дерево  от  падения.

Категория: Времена года | Добавил: Админ
Просмотров: 9504 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]