2022-Ноя-17, 15:35 | |
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе – важное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание данного направления входит в образовательную область «Социально- коммуникативное развитие»:
Для освоения детьми данного содержания педагоги организуют разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую (включая сюжетно-ролевые и театрализованные игры), изобразительную и другие виды детской деятельности. Для системного решения этих задач формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе разработаны разные пособия. Презентуем некоторые из них. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: Детство-Пресс, 2009. Данное пособие содержит программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Разработанные на основе данного содержания рабочие тетради для детей помогут им более эффективно усвоить новый материал. Комплект состоит из учебного пособия и 4 рабочих тетрадей и предназначен как для воспитателей детских садов, так и для родителей. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, авторы комплекта считают, что надо использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). Пособие содержит принципы реализации программы, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения с воспитанниками, а также предложения по взаимодействию с родителями. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. - СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 117 с. Программа предлагает пути решения поиска путей обеспечения безопасности дошкольников на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности, кроме того потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. На протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО): обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов, содержание работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. В парциальной программе «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» представлены задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с. Авторская программа, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Предлагает варианты адаптации программного содержания к запросу особого ребенка. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и нормотворчества). Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 2006 – 94с. Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности. В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела: безопасность собственной жизнедеятельности, бережем свое здоровье, безопасность на дорогах и улицах, безопасный отдых на природе. В содержании каждого раздела выделены темы, которые авторы считают основными, но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона. Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др. Дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды. В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять. Занятия по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. В книге представлены планы занятий по обучению дошкольников Правилам дорожного движения, описания занятий, игр и конкурсов, посвященных этой теме. Большое внимание уделено привлечению к такой работе родителей. В приложении предлагаются материалы для чтения, словарик, инструкции. Работа описана комплексно по всем разделам воспитания и обучения в совместной работе с ребенком педагогов и родителей. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, магнитофонных записей. Описаны пешие прогулки (к светофору, троллейбусной остановке, перекрестку), проблемные ситуации на планшетах, схемах. В пособии представлено тематическое планирование по возрастным группам, занятия, дидактические, настольные игры. Дана художественная литература для дошкольников, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. | |
| |
Просмотров: 3505 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |