[ Скачать с сервера (3.85 Mb) ] | 2020-Янв-02, 19:42 |
Воспитателю детского сада необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий. Этимологически древнегреческое слово «Techne» («техне») означает «искусство», мастерство, умение, конкретно-предметное знание, проявляющееся в профессиональных умениях. Следовательно, если исходить из этимологического значения этого слова, педагогическая технология означает науку о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог. Технология представляет собой систему алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, конкретизирует методику, обеспечивает управляемость образовательным процессом. Чем отличается технология обучения от методики обучения:
Ведущие признаки современных технологий заключаются в том, что они ставят воспитанника и воспитателя в позицию субъектов своей деятельности, обладают высоким уровнем инструментальности, обеспечивают гарантированный результат. 1.ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА Данная технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении образовательных отношений с ним. Основные особенности технологии личностно ориентированного развивающего процесса:
Условия эффективности педагогической технологии: 1) создание оптимальных условий для возможности детей реализовать себя; 2) накопление банка данных о формирующемся у детей индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития детей как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. Средства поддержки ребенка при реализации технологии можно разделить на 2 группы: 1 группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей группы воспитанников и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение педагога к детям, доверие к ним, привлечение к планированию деятельности, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. 2 группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку (индивидуально психолого-педагогическое сопровождение ребенка) и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Особую роль в индивидуальной поддержке педагога придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению личностного статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач. 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Традиционное обучение сначала дает детям образец, а затем мотивирует его воспроизведение. Развивающее обучение не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего «открытия». Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебно-познавательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности детей. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Принципы развивающего обучения:
3. ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3.1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Игровые технологии обучения детей характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Технология развивающих игр Б.П. Никитина Основа технологии - набор развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Б.П. Никитин разработал развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами, уникубом, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами и др. Задания даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задания имеют очень широкий диапазон трудностей, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке. Выполнение задания предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить задание. http://igrynikitinyh.ru/ Технология интеллектуально-творческого развития В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Игра в технологии В.Воскобовича обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средней школы. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша. Продается более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Технология В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Непременным условием ее реализации является обогащенная предметно-пространственная среда. Создается Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием. https://geokont.ru/ Технология «Логические блоки З. Дьенеша» В основе технологии Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике. Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся: цветом (синие, желтые, красные); формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые); толщиной (тонкие и толстые); размером (маленькие и большие). В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур. Технология Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач. Она включает несколько стадий: Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений. На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию. Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Поиск разных вариантов игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала. Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы. Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема. Такие игры помогают развивать у детей логику, память, внимание и воображение. В ходе занятий у ребенка развивается речь, умение сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию. Педагогические технологии организации режиссёрских игр детей (О.В. Солнцева) О.В. Солнцева в своих работах выделила две технологии организации игр. 1.Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры). 2. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений. 3.2. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Технология исследовательского обучения А.И. Савенкова Понятие «исследовательское обучение» введено А. И. Савенковым. Цель такого обучения: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. А. И. Савенков определяет принципы исследовательского обучения детей дошкольного возраста:
Шаг 1. Актуализация проблемы – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Шаг 2. Выбор темы исследования. Шаг 3. Определение цели исследования (зачем проводится исследование). Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Шаг 7. Проведение эксперимента (опыт), наблюдение, проверка гипотезы, выводы. Шаг 8. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными). Шаг 9. Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы. Технология исследовательского обучения «Культурно-смысловые контексты» Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования (культурно-смысловые контексты): 1. Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.
2. Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых отношений.
3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
4.Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему). Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет – пирамиды). 3.3. ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Проблемно-развивающая технология обучения или технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Л. Лернер, М. Н. Скаткин. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация с детьми занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главные психолого-педагогические задачи проблемного обучения:
Главный компонент проблемного обучения – это проблема. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности детей, наличием поиска и решения проблемы. Дидактическую основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация, а именно применение ее в учебно-педагогическом процессе. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Для педагога построение проблемной ситуации – это условие организации проблемного обучения. 4. ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой Технологии социализации детей направлены на развитие саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности, ответственности. В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию.
Технология развития и поддержки детской инициативы «Ресурс» Авторы-разработчики: Амосова Ирина Германовна, Ермакова Мария Николаевна. Идея: «От интереса ребенка к свободе совместного творчества!». Основная цель технологии – связать образовательный процесс в детском саду с реальными социальными потребностями детей и сделать его естественным, живым, развивающим и приближенным к контексту их реальной жизни. Она позволяет детям получить опыт того, как их детская инициатива «разворачивается в деятельность» и опыт соавторства этой деятельности. Развить такие навыки как принятие решений и анализ, целеполагание и планирование, самопрезентация и самооценивание. Позволяет педагогам развить компетенции замечать, фиксировать и определять зоны любопытства и инициативы детей и организовывать образовательную деятельность детей, ориентируясь на их интерес. Создает ощущение у педагога творческой свободы, что мотивирует и вдохновляет на дальнейшее личное развитие и развитие воспитанников. 5. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект – способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют комплекс действий по решению значимой для себя проблемы. Типы проектов по доминирующему методу: исследовательские, информационные, приключенческие, практико-ориентированные, познавательные. Исследовательские проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Структура исследовательского проекта на примере проекта «Путешествие по Волге». Постановка целей. 1 й день: беседа с детьми, вопросы, определение маршрута, организация подготовки. 2 й день: встреча на вокзале, покупка билетов, наблюдение реки с берега, беседа перед посадкой на теплоход, путешествие на теплоходе по реке, беседа, отдых на берегу, возвращение. 3 й день: обмен впечатлениями, обсуждение того, как оформить и представить результаты путешествия. (Игра «Я расскажу, а вы отгадайте). Информационные проекты (информационно-практико-ориентированные): цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Приключенческие проекты: структура данных проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Взрослый предлагает воспитанникам проблему. Дошкольники проектируют свои действия, ориентируясь на заданные условия, на игровую позицию. Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Игровые (приключенческие) проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели. Практико-ориентированные: данные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). По характеру контактов в проектной деятельности выделяют: индивидуальный (персональный) проект – проект, выполняемый одним ребенком под руководством педагога; групповой проект выполняется несколькими участниками проектирования, которые являются соавторами, осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, в контакте учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). Детский проект возникает из инициативы ребенка. Воспитатель выступает как источник информации, консультант, эксперт. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. Планирование действий по разрешению проблемы начинается с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов выполнения задачи. Это означает, прежде всего, то, что дошкольник отчетливо определяет, что ему нужно сделать, например, подставку для карандашей или кисточек. 6. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – технология Генриха Сауловича Альтшуллера. Главная идея состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. Цель технологии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.Следующий этап — это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо; что-то вредно; что-то мешает, а что-то нужно. Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др. Следующий этап работы по технологии ТРИЗ — это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает; ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. К методам и приемам технологии ТРИЗ относятся: – метод фокальных объектов; – «поиск»; – «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте; – решение сказочных задач и придумывание новых сказок; – «метод маленьких человечков» и др. 7. ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Технология коллективной творческой деятельности (далее КТД) является социально-воспитательной технологии направлена на формирование следующих компетенций у воспитанников: социально-личностные компетенции; компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества. Технология коллективной творческой деятельности, разработанная И.П. Ивановым, известна также как «орлятская педагогика». Технология коллективно-творческой деятельности – это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель – раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Конкретных форм КТД великое множество. Это – «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра. Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, пост трудовой, рейд, фабрика трудовая. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья (воспитатели, родители) осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям. Цель трудовых КТД – обогатить знания детей об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески. Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики. Познавательные дела: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир – викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах). Суть познавательных КТД – открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Турнир знатоков – познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в группе воспитанников (между звеньями, бригадами) или между групповыми коллективами, а также между сводными командами разных ДОУ. Художественные дела. Кольцовка песен. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Эстафета – «ромашка». Например. Кольцовка песен – массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему. Литературно-художественные конкурсы — коллективные дела, развивающие творческие способности каждого участника, основаны на обмене знаниями, впечатлениями, интересами. Спортивные дела: веселая спартакиада, спартакиада народных игр, «Тайна» («Следопыты») и т.д. Конструктор коллективных творческих дел (КТД) 1. Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая анкета», «волшебный сундучок». 2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей». 3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных поручений (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон. 4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры). 5. Коллективный анализ (последействие). Анкета, разговор в кругу, «открытая трибуна», «свободный микрофон», «конверт мнении», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис. Примечательна система оценивания результатов творчества: похвала за инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами, самодельными подарками; присвоение званий, статуса и т. п. На практике доказывается преимущество коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей. 8. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА» Индивидуальные образовательные достижения – это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка, это портфолио ребенка. Портфолио – это:
Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио – показать все, на что способен ребенок. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. 9. ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПО М. МОНТЕССОРИ Монтессори-материалы представляют собой психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения. До 5 лет это: материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу. После 5 лет: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п. Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его «впитывающим умом». Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Пример: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может: попросить подать ему ложку; обратиться за помощью к другому; попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.
Трехступенчатый урок Монтессори: 1 ступень – это ступень знания, 2 ступень – это уровень опыта, 3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения. | |
| |
Просмотров: 3670 | Загрузок: 93 | |
Всего комментариев: 0 | |