2014-Янв-15, 08:50 | |
Апрель 2012 года. Делегация педагогов летит в Париж. Я в их числе. В течение трех очень насыщенных дней мы, воспитатели и учителя из разных регионов России, стали участниками интереснейшего конструктивного диалога представителей разных миров, носителей разных культур, который проходил в Юнеско (г. Париж). 2 апреля для обсуждения участников проекта работниками Юнеско под руководством Ливии Сальдари был представлен фильм «7 миллиардов других», который затем широко обсуждался. Участники семинара активно обсудили возможности использования фильма в работе с детьми. 3 апреля на утренней сессии прошла церемония открытия проекта. На открытии выступили: Генеральный директор Помощника для стратегического планирования Ганс д'Орвилль, который говорил о необходимости учить детей жить в мировом сообществе. О значении межкультурного диалога сказала в своем приветственном слове Посол и Постоянный Делегат Российской Федерации к ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова. Вступительные замечания были сделаны координатором проекта - Директором Межотраслевой Платформы для Культуры Мира и Отказа от насилия Катериной Стену. Доклад «Школа диалога культур» был сделан профессором Мариеттой Степэньянтс. На утренней сессии выступила также заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Елена Александровна Иванова, которая представила систему образовательных учреждений открытого акционерного общества «Российские железные дороги». На дневной сессии состоялся телемост «Использование ИКТ в обучении межкультурного диалога и культурного многообразия» с Директором Института ЮНЕСКО Информационных технологий в Образовании Дендевым Бадарчем. Важность качественного образования маргинальных групп раскрыл Флоренс Миджен. Клемент Сиаматоу представил деятельность ЮНЕСКО в области образования и прав человека. 4 апреля были представлены презентации проектов разных Секторов Юнеско: общественных и гуманитарных наук, культуры, коммуникаций. Особо интересным было представление Серены Хеклер от Сектора Естественных наук «Межкультурное образование и местные народы», в котором озвучивалась проблема сохранения культуры малых народностей. Была представлена работа Юнеско по защите исчезающих языков. Один из нормативных актов ЮНЕСКО — «Всеобщая декларация культурного разнообразия» рекомендует предпринимать шаги по сохранению языков: поддерживать языковое разнообразие, поощрять его на всех уровнях образования, стимулировать изучение нескольких языков с раннего возраста. Здесь кстати был озвученный мной опыт нашего дошкольного учреждения – Детского сада №114 ОАО «РЖД» по обучению детей мордовскому языку. Мной было отмечено, что Мордовия как, пожалуй, каждая национальная республика подвержена естественному билингвизму (двуязычию) - свободному владению как минимум двумя языками одновременно. Однако на данный момент отмечается угасание мордовского языка, особенно среди городского населения. Поэтому в дошкольном учреждении для содействия возрождению мордовского языка в учебный процесс с 1997 года было включено обучение дошкольников из мордовских семей родному языку. И здесь проявился откровенный интерес к мордовскому языку у детей-представителей других национальностей. Любознательность движет познанием, в том числе познанием чужой культуры. Обучаться мордовскому языку пожелали не только дети из мордовских семей, но и из семей других национальностей, считая, что национальный язык коренного народа республики надо знать. Работа с детьми по обучению мордовскому языку была продолжена с детьми вне зависимости от их национальной принадлежности, естественно по желанию родителей воспитанников. Работа дошкольного учреждения по сохранению мордовской культуры ведется в тесном сотрудничестве с Финно-угорским культурным центром Российской Федерации и некоммерческой ассоциацией «Поволжский центр культур финно-угорских народов». Опыт дошкольного учреждения неоднократно представлен различных уровнях: Всероссийском дне мордовского языка, межрегиональном научно-практическом семинаре «Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития», межрегиональном семинаре «Построение функциональной языковой среды в семье и дошкольных учреждениях: подходы и методы» в рамках международного проекта «Языковое гнездо», которое координирует общество «Финляндия – Россия». Деятельность нашего дошкольного учреждения синхронна с основными направлениями работы ЮНЕСКО по распространению языкового разнообразия, многоязычия и сохранению языков, находящихся под угрозой исчезновения, основывается на признании того, что язык является не просто важным средством коммуникации или вектором культуры и фильтром мировоззрений и ценностей, но также неотъемлемой частью самосознания и идентификации как отдельной личности, так и общества в целом. Впечатления от данного семинара самые положительные. Мы, работники образовательных учреждений, получили много информации о самом Юнеско, его Конвенциях, разноплановой деятельности по организации совместного проживания разных народов в мировом сообществе. Работниками Юнеско были предоставлены различные рекомендации в плане организации межкультурного диалога. Отрадно, что была предоставлена возможность рассказать о своем опыте работы, интересно было услышать опыт образовательных учреждений ОАО «РЖД» по поликультурному образованию. Валентина Иванушкина. Мордовия | |
| |
Просмотров: 1308 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |