Цель семинара:
Расширение и углубление знаний и умений педагогов в области современных исследований и программ, психолого-педагогических закономерностей организации воспитательно-образовательного процесса.
Занятие 1.
Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие детей
Основные задачи: Развивать интерес педагогов к изобразительному искусству. Формировать умение творчески использовать его в работе с детьми. Отрабатывать навыки организации жизни детей в дошкольном учреждении.
Часть I.
Фронтальное обсуждение темы по вопросам:
- Что такое искусство в целом и изобразительное искусство в частности?
- Роль искусства в формировании личности человека.
- Задачи изобразительного искусства в детском саду.
- Изобразительное искусство в современных программах и технологиях.
- Особенности организации работы в детском саду по изобразительному искусству исходя из требований программы “Радуга”.
- Формы и методы ознакомления детей с изобразительным искусством.
- Самоценность и выразительность цвета в произведении искусства и детском рисунке.
- Знакомство детей дошкольного возраста с видами искусства, жанрами живописи.
- Связь изобразительного искусства с другими видами искусства и другими видами деятельности в дошкольном учреждении.
Часть II.
Создание художественного контекста (интеграция изобразительного искусства с музыкой).
1. Педагогам предложить прослушать “Романс” Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”.
2. Педагогам предложить выбрать из ряда репродукций /зимние пейзажи Б. Кустодиева, А. Пластова, К. Васильева/ ту, что созвучна настроению музыкального произведения.
Часть III.
Учебно-диагностические задания: Все педагоги делятся на три группы, каждая из них получает карточку с заданием.
Карточка 1.
К какой возрастной группе относится описанное далее программное содержание.
1.Познакомить детей с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Чижикова или других художников. Предложите каждому ребенку наиболее понравившуюся книгу или иллюстрацию с изображением какого-нибудь героя.
2.Развивайте у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, композиции). Упражняйте в рисовании по мокрому слою бумаги и в технике монотипии.
Карточка 2.
К какой возрастной группе относится описанное далее программное содержание.
1.Рассмотрите с детьми произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Объясните им, что для того, чтобы изделия были красивы, художники узорно - орнаментально украшают свои работы.
2.Вызывайте у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов . Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражнять в получении голубого цвета.
Карточка 3.
К какой возрастной группе относится описанное далее программное содержание.
1.Развивать у детей способность видеть, понимать и любить изобразительное искусство. Познакомить их с таким жанром живописи как портрет.
2. Формировать у детей представление о том, что они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами.
Занятие 2.
Изобразительное искусство в жизни детского сада
Основные задачи: Продолжать закреплять знания педагогами методики изобразительного искусства в детском саду, побуждать педагогов к более глубокому изучению изобразительного искусства, повышению личного культурного уровня. Развитие коммуникативности, формирование навыков сотрудничества при решении методических, учебных и других проблем.
Предварительная работа:
Придумывание названия команды, эмблемы и девиза. Выполнение домашнего задания “Как я заломлю детей с искусством” (из своего опыта работы).
Оборудование: 2 кубика с разноцветными сторонами и листы - схемы с вопросами, 4 листа с кроссвордом “Изо - искусство в жизни детского сада”.
Проводится в форме деловой игры по типу викторины. Педагоги делятся на четыре команды. Игра состоит из 4 раундов, каждый раунд оценивается максимум 3 балла. Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительно 1 балл.
1 раунд.
Перед участниками каждой команды лежит кубик с разноцветными сторонами. Каждый цвет обозначает определенную категорию вопросов:
желтый - занятие по обучению детей рисованию,
красный - занятие по ознакомлению детей с искусством,
синий - самостоятельная художественная деятельность,
зеленый - занятие по обучению детей лепке,
красно-белый - изобразительная деятельность вне занятий,
сине-желтый - работа с родителями, общественными организациями.
Команды бросают кубик и сторона, которая оказывается сверху, укажет категорию вопроса. По соответствующего цвета схеме команды выбирают номер вопроса. В обсуждении вопроса принимает участие вся команда. Время на обсуждение - 1 мин.
Желтый - занятие по обучению детей рисованию.
- В каком возрасте, и какой цвет дети способны получить смешиванием красок?
- Какие нетрадиционные виды рисования используются в детском саду?
- Объясните, как вы понимаете современный подход к рисованию детей.
- Почему в настоящее время большое значение отводится доработке и оформлению детских работ?
Красный - занятие по ознакомлению детей с искусством.
- Проследите последовательность знакомства детей с видами искусства.
- Проследите последовательность знакомства детей с жанрами живописи.
- Раскройте формы и методы ознакомления детей с искусством на занятиях.
- Раскройте формы и методы ознакомления детей с искусством вне занятий.
Синий - самостоятельная художественная деятельность.
- Какими должны быть условия для полноценной самостоятельной художественной деятельности детей в группе?
- Каким образом организуется самостоятельная художественная деятельность детей?
- Какова связь самостоятельной художественной деятельности с занятиями по Изо?
- В чем вы понимаете значимость разнообразия материалов для самостоятельной художественной деятельности?
Сине-желтый - работа с родителями, общественными организациями.
- Почему в работе по изо - деятельности важно участие родителей?
- Раскройте наиболее продуктивные формы работы с родителями.
- С какими общественными организациями необходимо поддерживать связь для полноценного художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста?
- Раскройте музейные возможности нашего города?
Красно-белый - изобразительная деятельность вне занятий.
- Раскройте формы и методы ознакомления детей с искусством вне занятий.
- Особенности проведения экскурсий.
- Почему в детском саду большое значение имеет рассматривание репродукций картин.
- Мини - картинная галерея в детском саду и - возможности и особенности.
2 раунд.
Схема игры та же, что и в первом раунде, но на вопрос отвечает каждый индивидуально.
3 раунд.
Разгадывание кроссворда “Изобразительное искусство в жизни детского сада”.
4 раунд.
Домашнее задание “Как я знакомлю детей с искусством” (в форме викторины, беседы, магнитофонной записи, видеофильма).
Подведение итогов игры.
Занятие 3.
Открытый просмотр занятия по изобразительному искусству с последующим обсуждением |