2020-Янв-26, 12:26 | |
В книге предлагаются подробные конспекты занятий и мнемотехнические схемы, которые помогут в обучении детей рассказыванию. Пособие предназначено для педагогов, логопедов, дефектологов. Книга также поможет родителям в домашних занятиях с детьми. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня очень более актуален. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. В данном пособии предложены конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники. Они помогут педагогам научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду (занятия «Рукавичка», «Осень»). «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир (занятие «Увидел скворца — знай: весна у крыльца»). Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):
Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схема-модель Белоусовой учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и 6 их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Этапы работы со схемой-моделью:
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
Чем раньше дети будут учиться рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше будет развита связная речь, что является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Источник https://multiurok.ru/files/t-b-polianskaia-ispolzovanie-metoda-mnemotekhniki.html
| |
| |
Просмотров: 4563 | Загрузок: 52 | |
Всего комментариев: 0 | |