Классификация наблюдений по А.И.Ивановой
По характеру наблюдаемых объектов:
- Наблюдения за растениями;
- Наблюдения за животными;
- Наблюдения за объектами неживой природы.
По месту проведения наблюдений:
- В групповой комнате;
- На участке;
- В лесу, в поле и т. д.
По количеству детей:
- Индивидуальные (1-4 ребенка);
- Групповые (5-10 детей);
- Коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- Случайные;
- Запланированные;
- Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс:
- Эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- Систематические.
По продолжительности:
- Кратковременные (от 5 до 15 минут);
- Длительные (свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- Однократные;
- Многократные, или циклические.
По месту в цикле:
- Первичные;
- Повторные;
- Заключительные и итоговые.
По характеру мыслительных операций:
- Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей:
- Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);
- Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- Решение задач наблюдения.
По способу применения в аудитории:
- Демонстрационные;
- Фронтальные.
Демонстрационными называются наблюдения, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт ("демонстрирует его”), а дети следят за ходом и результатами. Фронтальными называются такие наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.
|