12:04
«Музыкальные секреты для маленьких слушателей» в рамках социального партнёрства детского сада и детской школы искусств

В настоящее время, в рамках модернизации дошкольного образования, большое внимание уделяется аспекту духовно-нравственного воспитания личности, возрастают требования к дошкольному образованию. В ФГОС отражены основные принципы ДОО: формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств ребёнка, инициативности, самостоятельности, ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Деятельность ДОО направлена на всестороннее развитие ребёнка, в том числе на развитие музыкальных способностей, а учитель музыкальной школы стремится научить ребенка уже специальному качественному исполнительству в той или иной области. Следовательно, в основе решения и тех, и других задач предполагается наличие познавательного интереса самих детей к музыке, музыкальным инструментам, исполнительскому искусству.

Дети дошкольного возраста редко посещают филармонии и концертные площадки, где звучит (другая – не детская) симфоническая музыка. Их кругозор ограничен рамками популярной, детской, рекламной музыки. На музыкальных занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гетте, расходятся пути по всем направлениям. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и общекультурном развитии.

С целью создания благоприятных условий для успешной социализации воспитанников, развития эстетического отношения к музыке и искусству в целом, а через него ко всему окружающему был разработан проект по расширению взаимодействия ДОО с Детской школой искусств и другими социальными партнёрами.

Работа над проектом «Музыкальные секреты для маленьких слушателей» содействовала развитию художественно–эстетического образования детей, привлечению их к занятиям в системе дополнительного образования, творческому развитию личности ребенка, расширению музыкального кругозора, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира. Целевая группа (благополучатели) включала в себя не только воспитанников ДОО и родителей, но также и учащихся ДШИ.

Прежде всего, было подготовлено информационное пространство, заключён договор о сотрудничестве; определены направления работы, составлен и утверждён план совместной работы, определены формы и средства взаимодействия. Следующим этапом были организованы мероприятия, способствующие социализации воспитанников посредством приобщения их к миру музыкальной культуры через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах.

Стимулируя таким образом развитие педагогического творчества и мастерства педагогических работников ДОО и ДШИ, повысилась эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Привлечение членов семей воспитанников к совместным мероприятиям стало более активным и положительно востребованным. С большим интересом дети посетили концерты учащихся музыкальной школы, где знакомились со звучанием разных инструментов, историей их возникновения, формой, способами извлечения звука.

Знакомство со скрипкой началось с вопроса: «Почему она плачет?» (Фото №4 «Знакомство со скрипкой» или «Почему она плачет?»).

А бывший выпускник детского сада сыграл на полюбившейся дошкольникам балалайке, не скрывая своей гордости. (Фото №1 «Что такое балалайка?).

Аккордеон привлёк внимание слушателей не только своим живописным видом, но и ярким звучанием (Фото № 3 «А вот и аккордеон»). Встреча с преподавателем детской музыкальной школы С. Ф. Калякулиной стала для дошкольников настоящим сюрпризом. Она открыла детям дверь в Страну звуков, песен, музыкальных историй. Рассказала о том, что в песне есть свой порядок: куплет-припев; поиграла в речевую игру, где присутствовал канон, и пригласила всех в музыкальную школу. (Фото № 2 «Встреча с педагогом ДШИ»).

Совершить путешествие в музыкальный театр, узнать о том, как рождается и создается музыка – всё это стало доступно дошкольникам благодаря возможностям открывшегося в ДШИ Виртуального концертного зала. Для начинающих музыкантов познавательными стали концерты, знакомящие с жизнью великих композиторов, с музыкальными инструментами, а также выразительными средствами музыки, помогающими лучше понимать музыкальный мир. Дети и взрослые смогли увидеть сцены из спектаклей разных эпох, узнали о существовании в театре оркестровой ямы и инструментах симфонического оркестра на примере сказки С. Прокофьева «Петя и волк», побывали на трансляции концерта из Камерного зала Московской Филармонии «По страницам русских сказок и былин», где прозвучали произведения русской и зарубежной классики.

Музыка – это духовный опыт человечества, и приобщение к нему стало общепризнанной ценностью. Вопрос только в том, как осуществить это приобщение? В процессе взаимодействия детского сада и ДШИ успешно решаются задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников. Детская школа искусств - это особый мир, где ребенок приобщается к большому искусству, обогащает музыкальные впечатления, знакомится с музыкальной культурой, формирует представления о различных жанрах искусства. Благодаря такому сотрудничеству не на словах, а на деле осуществляется преемственность воспитательного процесса.


Часто время диктует свои правила и вносит коррективы. Не всегда имеется возможность посещения воспитанниками других учреждений – социальных партнёров. И здесь пришли на помощь информационно-коммуникативные технологии, давно ставшие важной необходимостью современного дошкольного образования.

Так почему не задействовать их для обогащения музыкально-слухового опыта детей. На этой благодатной почве возникла идея «Виртуальной детской филармонии», как формы реализации проекта «Музыкальные секреты для маленьких слушателей».

Педагоги Школы искусств записывали фрагменты выступлений учащихся, составляли небольшие тематические передачи и предлагали к просмотру дошкольникам. Так появились музыкально-познавательные циклы: «Три кита в музыке», «Танцевальный калейдоскоп», «Рождественские встречи».

Данный формат полюбился и воспитанникам, и педагогам. «Виртуальная детская филармония» позволяет наполнить музыкальными впечатлениями свободный вечер, досуг или музыкальное занятие.

Всё, чем занимается с детьми педагог-музыкант, это длинный путь развития восприятия – поёт ли он с ними, танцует, играет ли в музыкальные игры или изучает музыкальные инструменты. ИКТ в этом ракурсе не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс с целью воспитания устойчивого интереса к музыке, формирования музыкального вкуса.

Внедрение цифровых технологий позволяет сформировать потребность ребёнка в музыке, интерес к её восприятию, пониманию её содержания и смысла, позволит педагогу дошкольного образования сделать процесс более интересным и увлекательным.

Благодаря работе над проектом, стало очевидным, что во многих семьях улучшились детско-родительские отношения, возник интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, увеличилось количество семей, которые стали посещать с детьми разного вида кружки и секции. Многие семьи воспитанников за время работы над проектом сдружились, и теперь продолжают общаться.

Социальное партнерство ДШИ и ДОУ следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество. Благодаря многообразию форм, такое взаимодействие очень ценно, так как прослеживается преемственность в образовательном процессе.

Важной составляющей проекта является установление творческого сотрудничества между ДОО и участниками фольклорного ансамбля «Келу» им. Г. И. Сураева-Королева. Ребята не только увидели удивительную программу, в которой гармонично соединилось традиционное и современное музыкальное искусство мордовского народа, но и сами приняли участие в театрализованном действии.
Дети, получив эмоциональное наслаждение, эстетическое удовольствие в стенах детского сада, продолжают свое развитие и приобщение к духовному опыту человечества, поступая в музыкальные школы и танцевальные студии. Отрадно видеть, когда бывшие воспитанники приходят в детский сад с концертами в качестве артистов и исполнителей.
В дальнейших совместных планах преподавателей ДШИ и педагогов ДОО проводить ряд тематических концертов-лекториев, познавательно-творческих квестов и музыкальных встреч.
Выступление учеников школы является важным и нужным стимулом для эмоционально-личностного развития дошкольников. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества образовательного процесса в ДОО.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тютюнникова Т.Э. Зазеркалье: Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию для старших воспитателей, музыкальных руководителей, учителей музыки. – М., 2017г.
2. Гавриченко Г. С кем дружит ДОУ? // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 4. - С. 3-8.
3. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.

Категория: Проекты | Просмотров: 307 | Добавил: Ника | Теги: детский сад, детская школа искусств | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]