Планируемые результаты освоения образовательной программы по профориентации
3 года
Знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Проявляет интерес к железнодорожным профессиям. Знает профессии машинист и проводница. Проявляет интерес к играм, в которых отражается их деятельность.
4 года
Имеет представление о железной дороге и зачем она нужна.
Имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые железнодорожные профессии и инструменты, которыми пользуются железнодорожники определенных профессий.
Имитирует деятельность железнодорожников в ходе творческой игры.
Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
5 лет
Имеет представление о железнодорожном транспорте, различных его видах, о предприятиях железнодорожного транспорта на станции Рузаевка.
Проявляет интерес к профессиям железнодорожников. Позиционирует себя в различных профессиях.
Отражает впечатления о железнодорожном транспорте в игровой, продуктивной деятельности.
Имеет представление о трудовых операциях и механизмах, результатах труда железнодорожников, оборудовании и инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.
Выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа, и пойти работать на железную дорогу.
Имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на железной дороге и проявляет желание их выполнять.
6 лет
Имеет представление о железнодорожном транспорте, истории его возникновения и развития.
Имеет представление о железнодорожной системе станции Рузаевка, истории ее возникновения и развития.
Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий, результатах их труда, личностной и общественной значимости. Знает, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии. Имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников.
Переносит знания о железнодорожном транспорте и трудовой деятельности людей на нем в игровую деятельность, продуктивную, конструирование. Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр железнодорожной тематики.
Знает и называет правила безопасного поведения на ж. д. транспорте, соблюдает их в поездках на поезде.
Охотно участвует в совместной с взрослыми деятельности по изучению железнодорожного транспорта, с интересом рассматривает литературу на эту тему.
Проявляет заботу о родителях, говоря о том, что они трудятся на железной дороге, а это нелегко. Высказывает желание в будущем пойти трудиться на железную дорогу.
7-8 лет
Имеет представление о железнодорожном транспорте мира, различных железных дорогах. Имеет общее представление о развитии Куйбышевской железной дороги.
Знает название и месторасположение различных железных дорог (Куйбышевская, Московская, Дальневосточная...)
Имеет представление о железнодорожной системе станции Рузаевка, функциях и особенностях работы разных предприятий.
Имеет представление о содержание вида труда на железной дороге, трудовые процессы и результаты отдельных профессий, их значимость для железной дороги, отдельных людей и в общем для страны.
Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов). Имеет представление о связи труда людей разных профессий, работающих на одном железнодорожном предприятии.
Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников.
Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии. Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.
Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Владеет информацией о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях на железной дороге, высказывает варианты правильных решений в опасных ситуациях.
Инициирует самостоятельное и совместное с взрослыми получение знаний о железнодорожном транспорте, с желанием осуществляет передачу этих знаний младшим по возрасту.
Проявляет заботу о родителях, уважение их нелегкого труда, высказывает желание трудиться на железнодорожном транспорте и в какой роли (профессии)
Задачи по профориентации дошкольников на железнодорожные профессии
2-3 года
Обеспечение развития первичных представлений детей:
о составе своей семьи, о трудовой деятельности своих родителей,
о профессиях машинист и проводница.
Создание условий для приобретения опыта:
участия детей в коллективной игре: «Поездка на поезде»,
воспроизведения в играх несложного игрового сюжета «машинист ведет поезд» в определённой последовательности.
3-4 года
Обеспечение развития первичных представлений детей:
о железной дороге и ее роли в жизни людей,
о некоторых видах труда железнодорожников, о простейших трудовых процессах, инструментах, необходимых для работы машинистам, путейцам, ремонтникам.
Создание условий для приобретения опыта:
отражения полученных впечатлений о трудовой деятельности железнодорожников в игре (сюжетно-ролевой и театрализованной),
проявления положительного отношения к труду взрослых, ситуативных проявлений желания принять участие в труде.
4-5 лет
Обеспечение развития первичных представлений детей:
о железнодорожном транспорте, различных его видах,
о сооружениях и предприятиях железнодорожного транспорта в Рузаевке,
о железнодорожных профессиях, трудовых операциях и механизмах, результатах труда железнодорожников,
об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий, о мотивах труда людей;
о соблюдении безопасности, элементарных правилах поведения на железной дороге.
Создание условий для приобретения опыта:
перенесения знаний о железнодорожном транспорте на игровую, продуктивную деятельность
проявления эмоционально-положительного отношения к труду взрослых, проявлений желания принять участие в труде.
5-6 лет
Обеспечение развития первичных представлений:
о железнодорожном транспорте, истории его возникновения и развития,
о железнодорожной системе станции Рузаевка, истории и современности,
о труде железнодорожников, материальных и нематериальных результатах их труда, личностной и общественной значимости, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций железнодорожников;
о безопасном поведении на железной дороге.
Создание условий для приобретения опыта:
соблюдения правил поведения на железной дороге – выполнение правил для пассажиров поездов,
самостоятельного и совместного с взрослыми (педагогами и родителями) получения знаний о железнодорожном транспорте,
проявления заботы о родителях, уважения их нелегкого труда, желания продолжить трудовые семейные династии.
6-8 лет
Обеспечение развития первичных представлений:
о железнодорожном транспорте мира, его истории, современности и перспективах развития,
о железнодорожной магистрали России, «РЖД», различных железных дорогах,
о железнодорожной системе станции Рузаевка, функциях и особенностях работы разных предприятий,
о различных видах труда железнодорожников, их роли для удовлетворения потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, представления о труде как экономической категории);
о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях на железной дороге.
Создание условий для приобретения опыта:
безопасного поведения на железной дороге и нахождения правильных решений в опасных ситуациях,
самостоятельного и совместного с взрослыми (педагогами и родителями) получения знаний о железнодорожном транспорте, передача этих знаний младшим по возрасту, желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий,
проявления заботы о родителях, уважения их нелегкого труда, проявлений бережного отношения к результатам труда железнодорожников, желания продолжить трудовые семейные железнодорожные династии,
вычленения и осознания труда железнодорожника как особой деятельности, составляющей основу жизни человека. |