Авторы программы «Арзяня»: Иванушкина В.М., Неясова Е.И. 

Книга была издана небольшим тиражом, сегодня в продаже нет. В доступе  программа и методические рекомендации двумя электронными версиями.

Актуальность и перспективность программы.

Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998г. №19-3 «О государственных языках Республики Мордовия»).

Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Но мордовские языки теряют сегодня свою коммуникативную направленность, все больше людей предпочитают общаться не на родном, а на русском языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка. Причина в том, что утрачена естественность обучения.

Традиционный школьный метод обучения языку, когда он является предметом изучения, а не средством общения, не отвечает потребностям времени. В дошкольных учреждениях республики практикуется обучение мордовским языкам (эрзя и мокша) в плане кружковой работы, но при таком обучении довольно сложно язык сделать средством общения.

Программа «Арзяня» («Сундучок») предназначена для организации работы по обучению детей от 4 до 7 лет одному из мордовских языков (мокшанскому) по методу частичного языкового «погружения». Он основан на билингвальном подходе: образовательный процесс осуществляется на двух языках (русском и мокшанском). Особенность работы с детьми по данному методу заключается в максимально содержательном, посильно сложном, вариативно построенном общении, ориентированном на конкретные потребности, имеющем под собой метаязыковую коммуникацию. Наряду с обогащением словаря, формированием грамматических и лексических языковых навыков, такая работа имеет большой потенциал для раскрытия национального образа мира, основанного на сопоставлении языков, национальных картин мира и духовных ценностей русского и мордовского языков и культур. Самое главное – разделять языки по времени, месту, носителю, образовательной области, задаче; новое содержание вводится на одном языке, концептуализация содержания или повторение - на другом.

В качестве основной цели программы «Арзяня» выступает личностное развитие ребенка средствами языка: формирование билингвальной бикультурной личности, которая заинтересована в сохранении и развитии этно-исторических ценностей мордовского народа, что будет способствовать интеграции в современное многоязычное общество и реализации национального потенциала, активизации гражданской позиции, послужит основой для успешной социализации ребенка в современном мире. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать мокшанский язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления его интегративных связей с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста.

Это не означает уменьшения значения практических целей и снижения требований к уровню владения речевым общением на мокшанском языке. Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Теоретическая база программы. 

Процесс обучения мокшанскому языку должен опираться на понимание природы и организации человеческой психики вообще и речевого механизма в частности, сущности и отличительных черт явлений языка и речи. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. В современной психологической науке язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка, и вместе с тем под действием ряда факторов оно изменяет и совершенствует язык. Основные структурные единицы языка - слова и предложения, речевого общения - высказывания как единицы смысла. Речь и язык составляют диалектическое единство.

Речь нужно рассматривать не отвлеченно, а в связи с общей деятельностью человека, направленной на активное взаимодействие с окружающей действительностью. По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности. Особенность речевой деятельности, отличающая ее от других видов деятельности человека, заключается и в особом характере ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. С помощью языка осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, в процессе совместной трудовой и другой общественно-полезной деятельности. Не случайно речевая деятельность определяется А. А. Леонтьевым как «процесс использования языка для общения» и является основным средством коммуникации. Речь тесно связана с мышлением. Л. С. Выготский писал: «…всякое слово и обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный акт мысли». Процесс освоения родной речи, по мнению Л.П. Федоренко, - это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека.

Важнейшее условие обучения языку в дошкольном возрасте - ориентация на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. В качестве необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие языковой способности ребенка в детском саду, ученые выделяют следующие условия: речевое общение детей с окружающими (взрослыми и сверстниками); формирование мотивации речевой активности детей; организация предметной и познавательной деятельности; связь языковой деятельности с другими видами деятельности; создание «зоны совместных переживаний» детей и взрослых; создание предметно-развивающей среды. Усвоение нового языка будет происходить более успешно при использовании методов, приемов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению устойчивого интереса.

Содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В программе «Арзяня» опора сделана на принцип развивающего обучения, способствующий развитию личности ребенка вообще и билингвальной личности в частности, и на функционально-семантический принцип, предполагающий усвоение языковых средств на уровне развития чувства языка. Реализация данного принципа в обучении языку состоит, во-первых, в том, что каждая единица языка и речи усваивается детьми в речевом общении; во-вторых, сам процесс познания языка представляет собой для дошкольника деятельность, содержанием и структурой которой являются речеведческие и языковые компоненты.

Основная задача обучения состоит в приобретении практических навыков мокшанской речи, навыков речевого общения, речевой деятельности на мокшанском языке. Важным условием обучения мокшанскому языку в дошкольном возрасте является обеспечение абсолютной понятности для ребенка того, что происходит и говорится педагогом и другими детьми. Дети не должны быть оторваны в обучении от реальной действительности. Зная основы русского языка, дети учатся понимать на мокшанском языке то, что необходимо для выполнения действий, которые им ежедневно приходится выполнять: умываться, одеваться, есть, рисовать, лепить, играть в разные игры.

Русский язык - связующее лингвистическое звено в коммуникации и деятельности. С его помощью дети осознают значение новых мокшанских слов и речевых образцов. При этом приходится обходиться без таких терминов, как время, лицо, число, падеж, которые детям недоступны в следствии возраста, опираться необходимо на эмпирические представления ребенка о системе русского языка, формируя через них аналогичные представления в мокшанском языке.

Реализация программы основывается на комплексно-тематическом построении образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе. Тематика для устной речи должна быть близка жизненному опыту детей. Для усвоения материала предлагается по 15 тем в каждой возрастной группе. Дважды в теме планируется непосредственно образовательная деятельность.

В методических рекомендациях дается примерное распределение программного материала на 3 учебных квартала. В каждой последующей группе расширяется и углубляется языковой материал по сравнению с предыдущей группой. Расширяется и усложняется словарь, даются для усвоения более трудные грамматические конструкции, кроме диалогической развиваются навыки монологической речи. Лексико-грамматический материал группируется по темам, отражающим жизнь маленького ребенка, круг его интересов, базу для овладения коммуникацией.

Главный символ Программы - волшебный сундучок Арзяня, который помогает детям в изучении мокшанского языка. Из него дети получают игры, сюрпризы, задания. Свойственное малышам любопытство, желание узнать, что же интересное находится в этом сундучке, и радость при получении обеспечивают активную заинтересованность в образовательной деятельности, способствуют успешному выполнению заданий. Анализ результативности.

Программа «Арзяня» получила положительную рецензию ученых МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Редакцию программы осуществили специалисты Поволжского центра культур финно-угорских народов.

Адресные рекомендации по использованию программы.

Данная программа предназначена воспитателям детских садов, специалистам по дошкольному образованию, студентам педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами сохранения национальных языков. Обучаться мокшанскому языку в дошкольном возрасте можно вне национальной принадлежности, было бы желание ребенка и его родителей.

Метод интегрированного частичного «погружения» эффективен при правильной организации обучения и активной поддержке семьи, и он годится для всех, так как не ослабляется первый язык. Социальная мотивация, интересная игровая атмосфера, созданная при обучении языку, оставляет тот след в душе ребенка, который превращается в почву для восприятия людей мордовской культуры. В положительной обстановке воспитываются дружеские чувства к другим национальностям и культурам. С раннего возраста привыкнув считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче найдет свое место в мультикультурном мире.