22:26
Динамичный сайт дошкольной образовательной организации – современное информационно-коммуникативное средство

Автор: Валентина Михайловна Иванушкина, старший воспитатель детского сада №114.

 

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Современное цивилизованное общество характеризуется информационностью, день за днем расширяется сеть информационно-коммуникативных технологий, множатся средства телекоммуникаций. Каждая образовательная организация сегодня обязана иметь свой официальный сайт. Статья 29 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет».

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации» определил обязательную информацию, которая должна быть представлена на сайте в специальном разделе. Указано, что иная информация размещается, опубликовывается по решению самой образовательной организации.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Познакомившись с сайтами российских детских садов, представленных в сети Интернет, можно поразиться их разнообразию. Они различны как по дизайну, так и контенту (информационному наполнению). Если провести анализ, то сайты детских садов можно распределить по нескольким группам.

Первая, самая большая группа – сайты-визитки с набором документов и основных сведений о детском саде. Иногда официальные сайты образовательных организаций региона объединены единым порталом. Упрощается работа, но теряется индивидуальность. Обновление происходит редко, поэтому и посещаемость таких сайтов низкая. Они ориентированы в большей степени на проверяющие органы, в меньшей степени – на родителей воспитанников.

Вторая группа – информационные сайты. Кроме обязательной информации здесь постоянно обновляемый новостной раздел, фотоальбомы, консультативные блоки, разделы по направлениям работы с детьми и др. Такие сайты в большей степени ориентированы на родителей воспитанников. Одновременно являются средством рекламы организации.

 Третья группа – информационно-коммуникативные сайты. Это динамичные ресурсы с актуальной на каждый день  информацией и возможностью общения.  Информационно-коммуникативный сайт дошкольной образовательной организации является современным средством передачи информации,  рекламным продуктом, эффективным каналом общения с потенциальными потребителями - родителями воспитанников и педагогами, работающими с детьми. Такой сайт имеет хорошую посещаемость, но требует больших трудовых затрат.

Каким должен быть сегодня сайт дошкольной образовательной организации? Как создать и «раскрутить» его, то есть сделать посещаемым? Каким образом организовать систему управления?

Теоретическая база опыта. 

Любое дело начинается ради цели, поэтому для того, чтобы понять, что именно должно быть на сайте, нужно определиться, зачем он нужен. Сайт призван помогать реальному образованию, отражать его специфику, результаты, проблемы. Успех официального ресурса образовательной организации зависит от личностной ориентации на его пользователей. Дошкольную образовательную организацию посещают дети, которые вследствие возраста самостоятельно пользоваться Интернетом не могут. Контент сайта должен быть ориентирован, в первую очередь, на родителей воспитанников, которые являются участниками образовательного процесса.

Функции сайта:

  • отражение процесса образования, выполнения функции присмотра и ухода;
  • привлечение родителей как партнеров в образовании детей;
  • обсуждение актуальных вопросов образования детей;
  • оптимизация работы с родителями воспитанников;
  • реклама деятельности учреждения;
  • распространение опыта педагогов;
  • установление связей с новыми и существующими партнерами: образовательными, общественными организациями и др.;
  • привлечение новых потребителей – родителей будущих воспитанников.

Сайт дошкольной образовательной организации должен быть выполнен на профессиональном уровне. Он должен корректно отображаться во всех популярных браузерах. Навигация по сайту должна быть максимально упрощенной, дизайн (подбор цветов и графическое оформление) не напрягал, информация - грамотно структурирована, а главное - регулярно обновлялась.

Сайт - это система электронных документов (файлов данных и кода) в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом).  Для того чтобы создать сайт, необходимо всего 3 вещи: Домен, Хостинг и программу для создания сайта. Домен и хостинг можно купить у хостинг-провайдера, а вот программу придется писать. Для написания программы необходим программист, для оформления сайта - веб-дизайнер. Хочется верить, что такие должности в образовательных организациях в будущем обязательно будут. Только профессионально разработанный и затем регулярно поддерживаемый сайт будет современным информационно-коммуникативным средством. Разово приглашать специалистов для данной работы неэффективно. Однако можно попытаться создать сайт самостоятельно. Для самостоятельного его создания не надо изучать программирование, просто нужно выбрать подходящий сервис - SaaS платформу, которая позволит получить конструктор для создания сайта и хостинг для него. SaaS это аббревиатура английского Site as a Service (Сайт в виде Сервиса).  Сделать web-sait можно с помощью таких проектов, как: Wiki-Wiki, Google sites, Nethouse, uCoz, General-CMS, 4 site CMS. Используя возможности их бесплатного хостинга и конструктора сайтов при упорстве и трудолюбии педагогу реально самостоятельно  создать сайт без всяких материальных затрат. Мною был разработан алгоритм создания сайта.

Алгоритм создания динамического сайта:

1 этап - подготовительный:

Выбор и изучение места для размещения сайта в Сети.

Создание схемы будущего сайта.

Подготовка содержательной части — контента.

Разбивка материала по разделам.

Разработка концепции дизайна сайта.

Создание графического оформления.

Разбивка материала на отдельные странички.

2 этап – создание пилотного (пробного) варианта:

Регистрация доменного имени сайта.

Перенос подготовленного материала на сайт в Интернет (один блок).

Регистрация сайта в поисковых системах, первоначальная раскрутка.

Наполнение и настройка сайта  посредством системы управления.

Дальнейшее продвижение, рекламная поддержка сайта.

3 этап – создание динамического сайта:

Создание трех блоков (реклама, информация, общение).

Наполнение и настройка блоков сайта  посредством системы управления.

Настройка почтовых форм, опросных и тестовых разделов, информеров.

Создание сайта все равно, что строительство нового детского сада. Сначала идет долгий и кропотливый процесс планирования, анализ ресурсов,  разработка проектов отдельных страниц и всего сайта, затем – возведение основы. В первую очередь необходимо зарегистрироваться и получить доступ к системе управления сайтом, затем, воспользовавшись бесплатными шаблонами дизайна, оформить сайт, затем перейти к наполнению сайта подготовленной информацией. 

Однако не стоит ждать, что во вновь построенный дом сразу «повалят» гости. Никто же пока не знает, что такой дом существует. По статистике, только 5% пользователей интернета заглядывают дальше третьей страницы поискового ответа. Нужна помощь: реальная или виртуальная. Следуя первому варианту, можно посредством рекламы в организации и личных приглашений привлекать гостей на сайт, оживляя его день ото дня. Можно пойти вторым путем и воспользоваться услугами поисковых систем, но это будет уже не бесплатно.

В отличие от реально построенного, виртуальное здание детского сада не должно быть статичным. Иначе пропадает его смысл как информационно-коммуникативного ресурса, информация устаревает и становится невостребованной. Чтобы сайт дошкольного учреждения не просто появился в поисковых системах Yandex, Google и др., но и был на первых страницах: ТОП-10, ТОП-20, ТОП-30, необходимо наполнять сайт интересной оригинальной информацией, дополнять ее, предлагать актуальные темы для обсуждения. Тогда посетителям будет интересно, со временем на сайте появится постоянная аудитория, которая будет делиться своими мыслями и участвовать в развитии сайта.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Для создания официального сайта детского сада №114 ОАО «РЖД» мной была выбрана платформа uCoz как бесплатная, наиболее апробированная и удобная. На ее основе был  разработан сетевой ресурс http://detsad114.ucoz.ru. После парковки домена он стал иметь адрес: http://detsad114rzd.ru. Изначально вся информация помещалась в один раздел, стандартные шаблоны конструктора легли в качестве основы. Потом было сделано три блока: рекламный («Визитка»), информационный («День за днем») и коммуникативный («Круг общения»), которые делились на разделы и подразделы. В дальнейшем по мере поступления новых социальных запросов были добавлены блоки «Ресурсный центр», «Наш профсоюз», «Виртуальный методический кабинет».  Чтобы легче ориентироваться на сайте,  не плутать по его многочисленным страницам, была создана карта сайта, в которой показана структуризация его содержания.

Информация структурирована на двух уровнях: визуальном и логическом. Визуальный уровень связан с дизайном сайта. Впечатление от сайта – отправная точка присутствия гостя на сайте и вероятность того, станет ли он его пользователем. В пилотном варианте дизайн был сделан согласно представленным хостингом шаблонам, в расширенном варианте - посредством программы Adobe Photoshop Elements 10 быил разработаны индивидуальные элементы дизайна.

В оформлении особое внимание уделено выбору цветов контента, ведь они обуславливают психологическую атмосферу сайта, пробуждают в посетителях бессознательную реакцию. Приглушенный красный придает активность, высокую энергию и, одновременно, стабильность и поддержку, голубой - дарит ощущение легкости, а желтый - разумного начала и оптимизм. К располагающей атмосфере сайта относятся также следующие факторы: хорошо видно все разделы сайта, разделена информативная, рекламная составляющие и раздел общения, названия выделены цветом и начертанием.

Логический уровень связан с информацией. Сюда входит система рубрик, очередность в них, привязка информационных и интерактивных компонентов сайта к рубрикам, очередность следования информационных и интерактивных компонентов внутри рубрик, привязка дополнительных информационных ресурсов к материалам сайта. Информации много, что обусловлено многогранностью работы дошкольного учреждения. Каждая группа, каждый специалист имеет свою страничку, в которой он предоставляет информацию о материально-техническом оснащении педагогического процесса, организующую и текущую документацию, рассказывает об интересных фактах из жизни детского сада, дает консультации на актуальные темы, в том числе по запросам родителей воспитанников.

На сайте http://detsad114rzd.ru много познавательного материала, который интересен и полезен широкому кругу людей. Большой популярностью у гостей сайта пользуется раздел «Диалог культур», в котором дана информация не только о культурах русского и мордовского народов, представителями которых являются члены семей воспитанников детского сада, но и о культурах финно-угорских народов, с которыми мордва едина на основе языковой принадлежности. Открыв страничку «Творчество», окунемся в мир стихов, сказок, поделок, который создают дети, родители и сотрудники дошкольного учреждения. В разделе «Сад-огород» можно познакомиться с видовым составом цветников детского сада, увидеть урожай с огорода или получить дельный совет по борьбе с вредителями. Каждый гость найдет на сайте что-то интересное для себя.

Весомый компонент сайта - коммуникация, которая обеспечивает общение пользователей различными способами: один на один или между всеми желающими, в режиме реального времени или оставляя сообщения до момента их прочтения. Главные пользователи сайта для конкретного педагога – это родители его воспитанников. Именно на них в первую очередь нацелено деловое общение на разные темы дошкольного образования. Современные родители очень заняты, им сложно находить время даже для общения с воспитателями, что уж говорить про многочисленных специалистов. Педагоги в свою очередь не могут отрываться от работы с детьми, чтобы разговаривать с мамами и папами. Сайт - виртуальное решение этой проблемы: посредством вывода комментариев педагоги дошкольного учреждения видят реакцию на работу, проводимую с детьми, интересующие вопросы родители могут задать в разделе «Ваш вопрос - наш ответ», поговорить на различные темы - на форуме сайта, мини-чат  позволит обмениваться мгновенными сообщениями. Пользуясь средствами коммуникации, посетители могут общаться между собой в общих темах, отправлять личные сообщения, которые прочтет только их получатель. Организующееся коммуникативное пространство предоставляет интересный диагностический материал для осмысления педагогами своей деятельности, является показательным материалом для дальнейшей работы с детьми.

Форум организовывает интересное общение не только педагогов и родителей воспитанников дошкольного учреждения, но и семей, имеющих детей, из разных регионов. Когда в семье есть ребенок, у родителей появляется желание  обсуждать проблемы, встающие перед ними в ходе воспитания детей с другими папами и мамами. Общение на форуме свободное, не ограничено узкими темами, пользователи могут «говорить» в разделах: «Дошколенок», «Ваше мнение», «С юмором по жизни» и др., самостоятельно создавать темы для обсуждения. Контроль контента осуществляется на сайте по принципу постмодерации, т.е. после публикации сообщений. Но уведомление о появлении любого нового сообщения сразу направляется на e-mail администратора.

Для того чтобы жизнь сайта была интересной, переменчивой и в то же время, спокойной, необходимо ежедневное присутствие на сайте, деятельность по его подпитке. Работы одного человека для поддержания динамичного сайта недостаточно, поэтому была создана творческая группа «Модератор» из числа педагогов, хорошо владеющими пакетом офисных программ и имеющими опытом деятельности в сети Интернет. Ее функции:

  • добавление новых материалов на сайт;
  • редактирование ранее добавленных материалов, удаление ненужных;
  • рассылка информации пользователям сайта;
  • поддержание общения на форуме сайта;
  • контроль за контентом, в т.ч. чистка ресурса от разного рода спама.

Общее руководство осуществляет администратор сайта.

Анализ результативности.

Данный Интернет-проект не только дифференцировал работу с родителями, но и послужил модернизации образовательного процесса, повысил его эффективность, мотивировал инновационную деятельность.

 

Сегодня сайт http://detsad114rzd.ru является эффективным инструментом для всестороннего освещения образовательной, научно-методической, общественной деятельности дошкольного учреждения, средством общения, обмена знаниями, творческими идеями, достижениями в работе с детьми. Он позволяет:

  • найти информацию о работе конкретной группы, конкретного специалиста образовательного учреждения, пользуясь удобной и функциональной системой поиска;
  • познакомиться с опытом работы дошкольного учреждения в целом и отдельных педагогов, инновационными проектами, научно-методической деятельностью,  с отчетом учреждения за год;
  • посещать виртуальные выставки, конкурсы, открытые мероприятия образовательного учреждения;
  • участвовать в опросах, тестированиях;
  • обсуждать интересующие вопросы на форуме.

Просмотров: 2463 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]