Т.В. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (2.04 Mb) ]2020-Янв-26, 12:26

В книге предлагаются подробные конспекты занятий и мнемотехнические схемы, которые помогут в обучении детей рассказыванию. Пособие предназначено для педагогов, логопедов, дефектологов. Книга также поможет родителям в домашних занятиях с детьми.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня очень более актуален. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

В данном пособии предложены конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники. Они помогут педагогам научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду (занятия «Рукавичка», «Осень»). «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир (занятие «Увидел скворца — знай: весна у крыльца»).

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

  • подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
  • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
  • выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.

Если Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схема-модель Белоусовой учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и 6 их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни; ✓ расширился круг знаний об окружающем мире;
  • активизировался словарный запас;
  • дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше дети будут учиться рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше будет развита связная речь, что является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 29 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]