Творческая мастерская педагогов

Главная » 2018 » Январь » 6 » Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве гимназии
20:42
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве гимназии

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №88».

Учитель биологии Бедаш Наталья Николаевна

Современный учебный процесс включает в себя широкий спектр образовательных задач, одной из самых важных, является формирование познавательных способностей школьника. Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения. Дистанционное обучение позволяет ученику искать индивидуальное решение задач на основе доступа к разнообразным источникам, выйти за рамки установленные учебным материалом, развивать инициативу учащегося и его критическое мышление.

Урок-форма образовательного процесса.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты, при использовании информационно-компьютерных технологий. ФГОС предусматривает смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности при изучении конкретного биологического материала. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Обучение с помощью компьютера, самого совершенного информационного средства, дает возможность получать дополнительное, максимально индивидуализированное обучение: это и удобно для ребенка, и возможность создания «оптимального образовательного маршрута» школьника, который не только учитывает особые потребности каждого конкретного ребенка, но и развивает познавательный потенциал личности [2].

Одним из оснований педагогической деятельности при работе с детьми является ориентация на потребность в индивидуальной образовательной траектории, а также на высокий уровень самостоятельности обучающегося и ответственности за результат обучения. В настоящее время внедрение технологий дистанционного обучения в учебный процесс получает все большее и большее распространение. Этому способствует быстрое развитие информационных технологий, лежащих в основе школьного обучения. Дистанционное обучение не является новым или революционным методом обучения, оно существует уже десятки лет. Использование дистанционного обучения помогает сделать процесс образования отвечающим реалиям сегодняшнего дня. Сетевые технологии позволяют преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить учебные запросы каждого ученика, осуществить индивидуальный подход в обучении, эффективно реализовать системно-деятельностный подход.

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. По мнению экспертов ФГОС, современный учитель - это не тот, кто вложит в голову ребенка массу знаний, а тот, кто научит его эти знания получать, находить, обрабатывать и применять. Все это успешно позволяют сделать дистанционные образовательные технологии и использование современных интернет — ресурсов. Одной из задач использования дистанционных образовательных технологий является реализация прав учащихся на получение начального, основного и среднего общего образования. Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения. Сегодня наиболее популярными схемами проведения являются дистанционное обучение: с использованием дистанционных курсов; с использованием тренажеров; с использованием вебинаров; с использованием видеоуроков; с использованием электронных учебников. Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов. Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения.

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании). Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным : более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с учащимися общеобразовательных учебных заведений. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Дистанционная олимпиада – вид деятельности, который помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников. Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу. С 1 по 11 класс ученики нашей гимназии участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах международного, всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Ежегодно школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами. Традиционно мои ученики принимают участие в очных мероприятиях таких, как: Всероссийская олимпиада школьников /школьный, муниципальный, региональный этапы/, Межрегиональный экологический фестиваль детского-юношеского творчества «Белая береза» - научно-практическая конференция: «Сохранение природного и культурного наследия», Международный турнир им. М.В. Ломоносова, Региональная конференция «Краеведение Прииртышья», Региональный турнир ОмГУ "Что? Где? Когда?", Региональный интеллектуально-экологический марафон «Эколог года», команда «Магический кристалл», Всесибирская олимпиада по биологии.

С использованием ИКТ в современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений. Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится. Данная система работы с учащимися с использованием может решить проблему соотношения между социальным и личностным заказом на образование. Ребёнок свободен выбирать предметы познания, формы и способы осуществления познавательной деятельности, не ставит его в зависимость от взрослого и, следовательно, не лишает чувства самостоятельности и уверенности в себе. Участие в дистанционных мероприятиях по биологии: Международная олимпиада по биологии «VIDEOUROK», Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии, образовательный Портал "Продленка". Общероссийская олимпиада по биологии «Олимпус», Международный блиц-турнир с Максимом Поташевым «Новый урок» - novyurok.ru, Казахстано-Российский проект «Филолог», Международная олимпиада по биологии infoурок, Всероссийская олимпиада по биологии «Мир олимпиад», Дистанционный экологический марафон «Наш след на Земле» ,Международный образовательный портал «Одаренность.RU».

Использование ИКТ создаёт атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся. Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности — кружок «Знатоки живой природы», которым я руковожу с 1998 года. Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Помимо урока, учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по биологии.

Информационно-образовательная среда гимназии позволяет обеспечить внедрение ДОТ в образовательный процесс. Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка. Конечно же, моя работа как учителя не ограничивается только дистанционными формами работы. Но я понимаю, что школу делает школой только учитель, и повысить качество образования невозможно без повышения профессионального мастерства и качества труда учителя.

Презентация - на файлообменнике (пройти по ссылке)

Просмотров: 78 | Добавил: bedashnn | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Консультант
Педагогам
Современная игра
Вундеркинд ...
Освоение аз...
О методике ...
Полидрон - ...
Актуально
Марафон игры
Всероссийская н/п конференция «Мордовские языки в диалоге культур» состоится в Саранске
Семинар для педагогов "Инфографика в детском саду"
Своими руками
Геоборд или...
Книжка-раск...
Сова-искало...
Математичес...
Внимание-конкурс
Открытый Международный дистанционный конкурс педагогических проектов "Золотой пеликан-2018"
Всероссийский конкурс детских рисунков Байкала
Наглядность
Воспитателю
Виды детской деятельности согласно возрастам
Как разработать паспорт группы
Календарное планирование работы воспитателя с детьми
Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРОФСТАНДАРТУ?
Всего ответов: 16
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа