14:28
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР по теме: «День рождения Кошки»
Разработала учитель-логопед СП «Детский сад №114 комбинированного вида» Кирюхина И.П.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные» у детей с ОНР.

Задачи:
- обогащение и активизация словаря детей;
- развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
- развитие навыка словообразования (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных);
- развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных;
- развитие навыка образования В.п. и Тв. п. имен существительных;
- развитие навыка употребления антонимов;
- развитие навыка составления описательного рассказа;
- развитие внимания, мышления, памяти.

Оборудование:
иллюстрации (картинки домашних животных, картинки - корм для животных, детенышей домашних животных); интерактивные игры-презентации для игр занятия, раскраски в подарок.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости, ваши мамы и папы! Поздоровайтесь с ними!
Давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я предлагаю Вам сесть за столы. Сядьте красиво. Спина прямая. Ноги вместе. Руки положите на стол.
Давайте вспомним правило красивой речи!

Дети:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.)

Логопед: “Правильно! Это кошка! Кошка пришла к нам в детский сад!
Кошка: У меня сегодня день рождения, и я решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет ко мне на день рождения?”
Дети: “К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца и свинья”.
Логопед: “Как этих животных можно назвать одним словом?”
Дети: “Это домашние животные”.
Логопед: “Почему они так называются?”
Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.

Логопед: А какую пользу домашние животные приносят человеку?»
Корова дает молоко.
Лошадь возит грузы.
Кошка ловит мышей.
Собака сторожит дом.
Овца дает шерсть.
Коза дает молоко и шерсть.
Объявление темы.
Логопед: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.

Логопед: “Итак, все животные пришли и начали поздравлять именинницу”.
Скажите, кто как голос подает?
Дети: Собака –лает.
Корова – мычит.
Лошадь – ржет.
Коза – мекает.
Овца – блеет.
Свинья- хрюкает.
А кошка – мяукает.

Логопед: Животные пришли на день рожденье целыми семьями.
Давайте назовем их:
Папа – конь, мама- лошадь, детеныш – жеребенок.
Папа – бык, мама- корова, детеныш – теленок.
Папа – кот, мама- кошка, детеныш – котенок.
Папа – пес, мама- собака, детеныш – щенок.
Папа – козел, мама- коза, детеныш – козленок.
Папа – баран, мама- овца, детеныш – ягненок.
Папа – хряк, мама- свинья, детеныш – поросенок.
А у кошки кто есть в семье?
Папа – кот, мама- кошка, детеныш – котенок.

Логопед: Понравилось кошке, как ее поздравили животные и захотелось ей назвать всех ласково. Поможем ей назвать животных ласково:
Корову – коровка
Лошадь – лошадка
Собаку – собачка
Овцу – овечка
Козу – козочка
Свинью – свинка

Логопед: Кошка приготовила угощенье для гостей.
Как вы думаете кто что будет есть из гостей? (Кто чем питается!)
Дети: лошадь – овес и сено, собака косточку, корова-траву, коза-капусту, овца-траву, свинья-кашу, кролик –морковку.

Логопед: Кошка накормила гостей и решила с ними поиграть, и мы тоже с ними поиграем.
Игра «Чей, чья, чье?»
Назовите, Чей хвост? – кошачий, собачий, коровий, лошадиный.
Чья голова? – кошачья, собачья, коровья, лошадиная.
Чье туловище? – кошачье, собачье, коровье, лошадиное.

Физкультминутка «Кошка»
Логопед: А сейчас мы с вами превратимся в кошечек.
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

Логопед: К кошке на праздник пришло много котят и щенят.
Давайте ей поможем посчитать их.
5 щенят
7 котят

Логопед: К кошечке пришли не только взрослые животные и их детеныши.
Назовите «Кто кем из детенышей станет?»
Щенок станет собакой.
Поросенок станет свиньей.
Жеребенок станет лошадью.
Ягненок станет овцой.
Теленок станет коровой.

Игра “ Чего не хватает у каждого животного?”
Логопед: “На праздник к кошке пришел Художник. Для именинницы он нарисовал картину, где изображены кошка и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте скажем, чего не хватает у каждого животного?”
Дети:
У кошки не хватает усов.
У козы не хватает рогов.
У собаки не хватает хвоста.
У овцы не хватает одной ноги.
У кролика не хватает ушей.

Логопед: У кошки на день рожденье было очень много домашних животных. Давайте назовем, кого же было много? Я назову гостей в единственном числе, а вы со словом МНОГО.
Игра «Кого было много на дне рожденье?»
- рыжий кот – было много рыжих котов
- быстрая лошадь - прожорливая свинья
- рогатая корова - пушистая овца
- сторожевая собака - белый кролик
- бородатая коза

Логопед: Молодцы!
Животным пора идти домой. Назовите, куда каждое из животных вернется?
Собака в конуру.
Коза в сарай.
Лошадь в конюшню.
Корова в коровник.
Овца в сарай.
Свинья в свинарник.

Логопед: Ребята, на день рожденье принято дарить подарок. Мы тоже сделаем кошке подарок. Составим рассказ о ней. Составлять рассказ мы будем по схеме.
Дети: Кошка – это домашнее животное. Она живет в доме с человеком. У кошки есть туловище, голова, четыре лапы, хвост, уши. Туловище кошки покрыто мягкой, пушистой шерстью. Кошка питается молоком. У кошки есть детеныши – котята. Кошка приносит человеку пользу – она ловит мышей в доме.

Кошка: Спасибо вам ребята, что помогли мне справить мой день рождения! Составили такой хороший рассказ обо мне! В подарок от меня вам раскраски с домашними животными! До свидания! Мяу!

Логопед: Вот и подошло день рождение к концу! Заканчивается и наше занятие.
О ком мы говорили сегодня на занятии?
Почему их называют домашними?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Молодцы ребята! Наше занятие окончено.

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 120 | Добавил: Инесса | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]