14:28 Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР по теме: «День рождения Кошки» |
Разработала учитель-логопед СП «Детский сад №114 комбинированного вида» Кирюхина И.П. Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные» у детей с ОНР. Задачи: - обогащение и активизация словаря детей; - развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными; - развитие навыка словообразования (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных); - развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных; - развитие навыка образования В.п. и Тв. п. имен существительных; - развитие навыка употребления антонимов; - развитие навыка составления описательного рассказа; - развитие внимания, мышления, памяти. Оборудование: иллюстрации (картинки домашних животных, картинки - корм для животных, детенышей домашних животных); интерактивные игры-презентации для игр занятия, раскраски в подарок. Ход занятия: Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости, ваши мамы и папы! Поздоровайтесь с ними! Давайте встанем в круг. Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты - мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Я предлагаю Вам сесть за столы. Сядьте красиво. Спина прямая. Ноги вместе. Руки положите на стол. Давайте вспомним правило красивой речи! Дети: Говорим всегда красиво Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим! Логопед: Ребята, отгадайте загадку. Глазки изумрудные, Шубушка пуховая, Песенки любезные, Коготки железные. (Кошка.) Логопед: “Правильно! Это кошка! Кошка пришла к нам в детский сад! Кошка: У меня сегодня день рождения, и я решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет ко мне на день рождения?” Дети: “К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца и свинья”. Логопед: “Как этих животных можно назвать одним словом?” Дети: “Это домашние животные”. Логопед: “Почему они так называются?” Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”. Логопед: А какую пользу домашние животные приносят человеку?» Корова дает молоко. Лошадь возит грузы. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Овца дает шерсть. Коза дает молоко и шерсть. Объявление темы. Логопед: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”. Логопед: “Итак, все животные пришли и начали поздравлять именинницу”. Скажите, кто как голос подает? Дети: Собака –лает. Корова – мычит. Лошадь – ржет. Коза – мекает. Овца – блеет. Свинья- хрюкает. А кошка – мяукает. Логопед: Животные пришли на день рожденье целыми семьями. Давайте назовем их: Папа – конь, мама- лошадь, детеныш – жеребенок. Папа – бык, мама- корова, детеныш – теленок. Папа – кот, мама- кошка, детеныш – котенок. Папа – пес, мама- собака, детеныш – щенок. Папа – козел, мама- коза, детеныш – козленок. Папа – баран, мама- овца, детеныш – ягненок. Папа – хряк, мама- свинья, детеныш – поросенок. А у кошки кто есть в семье? Папа – кот, мама- кошка, детеныш – котенок. Логопед: Понравилось кошке, как ее поздравили животные и захотелось ей назвать всех ласково. Поможем ей назвать животных ласково: Корову – коровка Лошадь – лошадка Собаку – собачка Овцу – овечка Козу – козочка Свинью – свинка Логопед: Кошка приготовила угощенье для гостей. Как вы думаете кто что будет есть из гостей? (Кто чем питается!) Дети: лошадь – овес и сено, собака косточку, корова-траву, коза-капусту, овца-траву, свинья-кашу, кролик –морковку. Логопед: Кошка накормила гостей и решила с ними поиграть, и мы тоже с ними поиграем. Игра «Чей, чья, чье?» Назовите, Чей хвост? – кошачий, собачий, коровий, лошадиный. Чья голова? – кошачья, собачья, коровья, лошадиная. Чье туловище? – кошачье, собачье, коровье, лошадиное. Физкультминутка «Кошка» Логопед: А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом). Села кошка под кусточек, Сыра скушала кусочек, Встала кошка, потянулась, Ее шерстка развернулась. Логопед: К кошке на праздник пришло много котят и щенят. Давайте ей поможем посчитать их. 5 щенят 7 котят Логопед: К кошечке пришли не только взрослые животные и их детеныши. Назовите «Кто кем из детенышей станет?» Щенок станет собакой. Поросенок станет свиньей. Жеребенок станет лошадью. Ягненок станет овцой. Теленок станет коровой. Игра “ Чего не хватает у каждого животного?” Логопед: “На праздник к кошке пришел Художник. Для именинницы он нарисовал картину, где изображены кошка и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте скажем, чего не хватает у каждого животного?” Дети: У кошки не хватает усов. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает хвоста. У овцы не хватает одной ноги. У кролика не хватает ушей. Логопед: У кошки на день рожденье было очень много домашних животных. Давайте назовем, кого же было много? Я назову гостей в единственном числе, а вы со словом МНОГО. Игра «Кого было много на дне рожденье?» - рыжий кот – было много рыжих котов - быстрая лошадь - прожорливая свинья - рогатая корова - пушистая овца - сторожевая собака - белый кролик - бородатая коза Логопед: Молодцы! Животным пора идти домой. Назовите, куда каждое из животных вернется? Собака в конуру. Коза в сарай. Лошадь в конюшню. Корова в коровник. Овца в сарай. Свинья в свинарник. Логопед: Ребята, на день рожденье принято дарить подарок. Мы тоже сделаем кошке подарок. Составим рассказ о ней. Составлять рассказ мы будем по схеме. Дети: Кошка – это домашнее животное. Она живет в доме с человеком. У кошки есть туловище, голова, четыре лапы, хвост, уши. Туловище кошки покрыто мягкой, пушистой шерстью. Кошка питается молоком. У кошки есть детеныши – котята. Кошка приносит человеку пользу – она ловит мышей в доме. Кошка: Спасибо вам ребята, что помогли мне справить мой день рождения! Составили такой хороший рассказ обо мне! В подарок от меня вам раскраски с домашними животными! До свидания! Мяу! Логопед: Вот и подошло день рождение к концу! Заканчивается и наше занятие. О ком мы говорили сегодня на занятии? Почему их называют домашними? Что вам больше всего понравилось на занятии? Молодцы ребята! Наше занятие окончено. |
|
Всего комментариев: 0 | |