Творческая мастерская педагогов

Главная » 2014 » Март » 12 » Очерк "Ответ попутчику"
11:32
Очерк "Ответ попутчику"

Рассуждение, основанное на реальных событиях
Автор: Иванушкина В.М.

Скорый  мчался  вперед  по  зеленому  тоннелю  российских  просторов. Утренняя  вагонная  суета  закончилась,  проводницы  разносили  чай. 
Нас  в   купе  было  трое:  я,  девушка-студентка  и  мужчина – военный  лет пятидесяти.  За  чаем  зашел  обычный  разговор,  какой  бывает  со  случайными попутчиками:  о  семье,  о  работе.  Когда  я  сказала,  что  работаю  в  детском саду  воспитателем,  мужчина  спросил:  «Вы  не  смогли  получить образования?». «Почему?», - ответила  я, -   «У  меня  высшее  педагогическое образование».  Умудренный  жизненным  опытом  человек,  имеющий  взрослых детей,  искренне  удивился:  «А  зачем  воспитателю  в  детском  саду  высшее образование?».  Сначала  я  немного  растерялась,  ведь  мне  казалось  таким очевидным,  что  в  дошкольном  учреждении  работают  образованные  люди.  А военный  продолжал:  «Мои  дети  давно  не  дошкольники.  Но  я   не  помню, чтобы  воспитатели  поражали  меня  своими  знаниями.  Следили  за  детьми – да,  иногда  ругали,  иногда – хвалили.  На утренниках  пели.  А  больше…  не помню». 
Тут  в  разговор  вступила  девушка,  молчавшая  до  сих  пор:  «А  я,  вообще считаю,  что  нельзя  воспитать  в  толпе.  Мой  ребенок,  ну  когда  он  родится, конечно,  будет  воспитываться  с  гувернанткой.  Языки,  музыка,  манеры!  А что может  дать  детский  сад?  Толпа!».  
Собравшись  с  мыслями  после  таких  высказываний,  я  пыталась  доказать необходимость  хорошего  образования  для  работы  с  дошкольниками  и объяснить  особенности  воспитания  ребенка  именно  в  детском  саду.  Но поняла,  что  своих  собеседников  я  не  убедила….  Постепенно  разговор попутчиков  перешел  на  другие  темы.
С  той  поездки  прошло  некоторое  время.  И  я  стала  ловить  себя  на  мысли, что  мне  все  чаще  и  чаще  вспоминается  случайный  разговор  попутчиков  и   простой  вопрос:  «А  зачем  воспитателю  в  детском  саду  высшее образование?»  крутится  в  голове.  Действительно,  многие  обыватели  считают профессию  воспитателя  недалекой,  дескать,  большого  ума  не  надо  детям носы  подтирать.  Почему  сложилось  такое  мнение
В  80-е  годы  в  детские  сады  пришло  много  случайных  людей - тех,  которые «отсиживались»  на  сменной  работе,  умудрялись  вязать,  читать  книги  и газеты  вместо  того,  чтобы  заниматься  с  детьми.  Даже  педагогами  были  не все  из  них,  ведь  сады  открывались,  людей  не  хватало,  были  рады инженерам,  технологам.  В  группы  набирали  по   30-40  детей,  здесь  не  до личностного  общения – делаем  вместе  «как  я».  Потом  была  перестройка,   детские  сады  закрывались,  воспитатели  уходили  в  коммерцию.
Сейчас  многое  изменилось.  Правительство  рассматривает  дошкольное детство  как  «национальный  ресурс,  позволяющий  решить  проблемы социального  и  экономического  развития  страны».  Его  гордо  называют начальной  ступенью  образования.  Активно  внедряются  в  практику разные виды дошкольных учреждений, группы  кратковременного пребывания детей.  Но снова  повсеместно  требуются на  работу  воспитатели,  и  не  только  в государственные  дошкольные  учреждения, но  и в частные, очень  ценится профессия  в качестве  гувернантки  и  при  этом    отдается  предпочтение специалистам  с  высшим  дошкольным  образованием.   
Но  отбросим  все  высокопарные  рассуждения  и   заглянем  в  обычную  группу детского  сада.  Что  же  там?..   Двадцать  мальчишек  и  девчонок  живут в своем,  особенном    мире – дошкольной  стране  игр  и  песен,  чудес  и  сказок. Здесь  строят  и путешествуют,  исследуют  и  творят.  И  пластилин  в этом мире необыкновенный,  и  вылепленные  зайчики - живые.  А  воспитательница  в этой сказке - настоящая  волшебница,  ведь  только  она  знает,  как   из  синей  и желтой краски  может  получиться   зеленая,  а  из  двух  кружочков - восьмерка!
Особенность  профессии  педагога-дошкольника  в  том,  что  она  не  только дает возможность заглянуть в страну детства,  в  мир ребенка,  а слиться с  ним и,  разговаривая с детьми на одном языке, ненавязчиво  управлять  важными процессами  детского  развития.   Жизнь  любой возрастной группы - это театр,  в котором воспитатель  и  ребенок  каждую  минутку играют  разные  роли.  
Важно  не  разрушить  детскую  иллюзорность,  а  через  нее    научить  ребёнка   общаться,  заложить  базовые  знания,  а  также   дать  возможность  проявиться его  скрытым  талантам. Ожидание  чуда  является  главным  мотивом   познания нового,  неизведанного  в  дошкольном  возрасте.  Для  этого  воспитатель  будет Бабушкой-Загадушкой  и  Айболитом,  веселым  Карлсоном  и  Королевой Живописи,  которая   научит  малышей  видеть  красоту  и  создавать  ее  своими маленькими,  часто  неловкими,  ручками.    Дети оценят творчество  и  фантазию педагога,  ведь  они  сами -  великие  выдумщики  и  фантазеры.
Только  через   игровую  деятельность  происходит  обучение,  развитие  и воспитание  дошкольников.  «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,  это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Мудрые  воспитатели  мало  запрещают и много  играют.  Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.  Дети  живут  в  игре,  учатся  уважать  себя  и  других,  «вытаскивая репку»  или  «спасаясь  от  волка»,  познают  азы  профессий,  играя  в железную дорогу  или  больницу.   Мастерство воспитателя  состоит  в  том,  чтобы посредством   игровых  действий  добиться  всестороннего  творческого развития каждого  ребенка.    Важно  иметь  огромное  терпение,  верить  в  чудеса, быть оптимистом,  уметь  проявлять  настойчивость  и,  главное,  любить  детей.
Вся  деятельность  воспитателя   построена  на  любви.  Любовь  к  детям   никаким  притворством  не  подменишь – разницу они  улавливают  сразу  же.  И самое  главное - быть  достойным  любви,  не  вызывать  у  детей разочарование, иначе  все  пропало.  Как  трудно  быть  в  форме  постоянно,  под  взглядами все  замечающих  детишек.  Ах,   какие   они  наблюдательные,  эти дошкольники!
Рано  утром   встречает  воспитатель  малышню,  которая  бежит  навстречу со своими  новостями,  радостями  и  проблемами.  Каждый миг  общения  с ребенком -  важный  момент   воспитания  и  образования,  ведь это  и   эмоциональное  благополучие,   и  развитие  речи,  и  закрепление  знаний. Часто родителям  не  хватает  времени  и  терпения  говорить  со  своими  детьми.  А они  жаждут  общения  и  получают  его  от  воспитателя  и  своих  сверстников.  
Дошкольное  детство – особый  мир,  и  чтобы … нет,  не  работать,  жить  в этом мире,  очень  нужно  хорошее  образование.  Воспитателю   необходимы знания педагогики  и  психологии, физиологии  и  дефектологии, этики и эстетики, организации и методики воспитательно-образовательной работы, актерские, режиссерские,  певческие  навыки  и  многое  другое.  Но  этого  мало.   Исходя из того факта, что воспитатель детского сада должен научить ребёнка основным принципам окружающего мира, его личность должна отличаться завидной безупречностью.
Образованность и эрудиция помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Терпение, усидчивость, требовательность и творческий подход — это те качества, которые способствуют достижению лучшего результата и при этом закрепляют положительный образ воспитателя в сознании ребёнка.
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и  начала, положенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии не  только  ребёнка,  но  и  общества  в  целом.  Поэтому  говорить  надо  не  о таких  очевидных  чертах  этой  профессии  как  образование,  человеколюбие, творчество,  а  о  повышении  престижа  профессии  воспитателя,  ведь  детский сад  имеет право на приоритет в системе  образования  как  ее  первая  и наиглавнейшая  ступень.

2010 год

Просмотров: 570 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Консультант
Педагогам
Современная игра
Необычные и...
Вундеркинд ...
О методике ...
Настольные ...
Актуально
Бесплатная образовательная программа конференции
Актуальные конкурсы для педагогов
Марафон игры
Своими руками
Геоборд или...
Книжка-раск...
Сова-искало...
Математичес...
Внимание-конкурс
Конкурсы от издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании»
Конкурс рисунка на спортивную тему
Наглядность
Воспитателю
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды
Как разработать паспорт группы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРОФСТАНДАРТУ?
Всего ответов: 18
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа