[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Общение с увлечением » ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛУБ ПЕДАГОГОВ » Беседка » Синдром выгорания (Кто виноват и что делать?)
Синдром выгорания
АдминДата: Суббота, 2015-Мар-07, 21:35 | Сообщение # 1
Студент
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Выгорание - новая болезнь, эмоциональное нарушение. Профессиональное истощение, характеризующееся такими "симптомами", как: отстраненность, апатия, безучастность. В группе риска - педагоги. В чем причина выгорания (в самом человеке или в его рабочем окружении) и можно ли "излечиться"? Все ли люди подвержены выгоранию?
Прикрепления: 6136875.jpg(18Kb)
 
НатальяДата: Вторник, 2015-Мар-10, 14:37 | Сообщение # 2
Студент
Группа: Модераторы
Сообщений: 21
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Актуальная тема...Сейчас многие говорят о "выгорании" как о новой болезни. Соглашусь, что "выгоранию" подвержены мы все. Особенно педагоги! Это особая категория специалистов, которая работает и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Со всеми нужно быть вежливым, тактичным, проявлять профессионализм. А еще отвечать запросам времени - заниматься самообразованием, повышать квалификацию, с легкостью выходить из любых ситуаций. Легко ли это? Честно сказать, нет! Потому что все мы - люди. и приходим на работу с разными эмоциями, с разным настроением... Одно знаю точно, педагоги - особая категория людей. И, невзирая на грубость, непонимание, хамство окружающих, мы должны сохранять достоинство и чувство такта. А чтоб не "сломаться" и не "выгореть", постараемся разгружаться! Кому-то жизненно важно выговориться близким, кому-то - потанцевать, спеть, почитать, прогуляться или просто посидеть в тишине! Рецепт будет индивидуален. Главное - вовремя почувствовать "неполадки" и постараться их устранить, ведь все отражается не только на коллегах и подопечных, но и на наших близких.
Будем здоровы, уважаемые коллеги!!!
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 09:51 | Сообщение # 3
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Спасибо за тему!! Я соглашусь с Натальей, что методов и "рецептов" много , и каждый должен для себя подобрать его, в зависимости от индивидуальных предпочтений.
К основным проявлениям синдрома эмоционального выгорания например у педагогов относятся эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, агрессивность, игнорирование индивидуальных особенностей воспитанников, всё это будет мешать строить полноценно пед.процесс. Синдром эмоционального выгорания включает в себятри основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Данной проблемой занимались и продолжают заниматься многие психологи, педагоги, ученные. Существует много тестов на самоиследования  данного состояния. Ниже хочу предложить Вашему вниманию Методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко!
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 10:02 | Сообщение # 4
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Разработан В. В. Бойко.По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет».
Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания». «Напряжение». Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия. «Резистенция». Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций;Редукция профессиональных обязанностей. «Истощение». Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Инструкция. Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 10:02 | Сообщение # 5
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Стимульный материал.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 10:03 | Сообщение # 6
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежимисилами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю спартнерами, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятныелюди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у менябывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физическиеили психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался,кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба(были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, чтомногое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательныеэмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательнымк партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом:не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: каквсе надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствуюнедомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю,очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моейработы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был быболее счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе уменя серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так,как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают наособое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет силзаниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочийдень кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеровобычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлюэкран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) оченьразочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаюлекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходитспокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чемто, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано сработой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я нехотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящаютсебя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно малосказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяюпартнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьмина работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит наработе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, какна профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает моездоровье. Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов
результатов тестирования.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 10:03 | Сообщение # 7
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Каждый вариант ответа предварительно был оцененэкспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов
признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Интерпретация основывается накачественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.Таким образом, оперируя смысловым содержанием и
количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования
синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и,
что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Обработка данных. В соответствии с «ключом»осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма
показателей всех 12-ти симптомов. Ключи. «Напряжение» Переживание
психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5) Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3) «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5) Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) «Резистенция» Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5) Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10) «Истощение» Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2) Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10) Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 10:04 | Сообщение # 8
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Показатель выраженности каждого симптома колеблется впределах от 0 до 30 баллов: 
  • 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
  • 10-15 баллов - складывающийся симптом,
  • 16 -20 баллов - сложившийся симптом.
  • 20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результат вопроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы.
По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая
фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
 
  • 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы: 
  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 10:06 | Сообщение # 9
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
На самом деле данная тема сложна, и если , Вы всё таки чувствуете, что что то с Вами действительно происходит, из выше сказанного,обязательно  обратитесь, лучше к специалисту, кто занимается данным вопросом, и хорошо бы , если в Вашем учреждении есть психолог, который сможет и провести диагностику,  и правильно обработать её, и дать Вам рекомендации.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 11:57 | Сообщение # 10
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Что бы избежать эмоционального выгорания, нужно постараться придерживаться следующих принципов: вести наполненную смыслом жизнь, не за кем "не гнаться", не идти в ногу с модными тенденциями, относиться по по возможности к различным ситуациям спокойнее, необходимо помнить  смысл купить нельзя. Ничего не дает зарабатывание денег, если я на своей работе страдаю от пустоты и отсутствия смысла. Мы не можем это компенсировать.
Еще один аспект, к которому нас подводит тема выгорания, — это мотивация. Почему я делаю что-то? И насколько я к этому обращен? Если я не могу подарить свое сердце тому, что я делаю, если меня это не интересует, я делаю это по каким-то другим причинам, тогда мы в каком-то смысле лжем. Необходимо внимательно смотреть за своими внутренними ценностями.при  невнимательном отношении к внутренним ценностям и ценности собственной жизни возникает стресс.
 
LychДата: Среда, 2015-Мар-11, 12:04 | Сообщение # 11
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Работа с синдромом выгорания начинается с разгрузки.Можно уменьшить цейтнот, делегировать что-то, разделять ответственность, ставить реалистичные цели, критически рассматривать те ожидания, которые имеешь. Это большая тема для обсуждения. Здесь мы действительно наталкиваемся на очень глубокие структуры экзистенции. Здесь идет речь о нашей позиции по отношению к жизни, о том, чтобы наши установки были аутентичными, соответствовали нам. Если синдром выгорания имеет уже гораздо более выраженную форму, нужно получить больничный, физически отдохнуть, обратиться к врачу, при более легких расстройствах полезно лечение в санатории. Или просто устроить хорошее время для себя, пожить в состоянии разгрузки.Но проблема в том, что многие люди, имеющие синдром выгорания, не могут себе это разрешить. Или человек уходит на больничный, но так и продолжает предъявлять к себе чрезмерные требования — таким образом он не может выйти из стресса. Люди страдают о угрызений совести. А в состоянии болезни усиливается выгорание.Нужно подумать, как уменьшить давление социума,Предотвратить синдром выгорания можно, задавая себя два простых вопроса: 1) Для чего я это делаю? Для чего я учусь в институте, для чего я пишу книгу? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью? 2) Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать. В конечном итоге я могу задать другой, более масштабный вопрос: хочу ли я ради этого жить? Если я буду лежать на смертном одре и оглянусь назад, хочу ли я, чтобы было так, что я ради этого жил?Источник: http://thezis.ru/emotsio....at.html Thezis.ru Гуманитарные дискуссии
 
LychДата: Понедельник, 2015-Мар-16, 11:31 | Сообщение # 12
Аспирант
Группа: Модераторы
Сообщений: 49
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
К сожалению, сегодня многие люди страдают синдромом хронической усталости и эмоционального выгорания,  это как правило является следствием физического и морального переутомления. Чаще всего это происходит  от стрессов, этим часто  страдают женщины, ведь их организм более уязвим.
Психологи рекомендуют освоить технику вышивки крестиком женщинам, которые склонны к депрессиям, страдают подвижностью психики и нестабильностью эмоционального фона. Это один из самых действенных инструментов борьбы с хандрой, депрессией, хронической усталостью на фоне перманентного стресса.  Уникальная  способность рукоделия успокаивать нервы и привносить в душу гармонию и равновесие. Вышивание – это не просто хобби, в результате которого на свет появляются произведения искусства, целые картины ручной работы.
В первую очередь,  занятие, которое затягивает, которое способно влюбить в себя любую женщину, даже если ранее она никогда не интересовалась рукоделием как таковым. Сам процесс вышивания крестом является чем-то вроде священного ритуала для каждой хозяйки, которая ценит красоту своего дома и хочет сделать его ещё лучше. И вышивка картин по специальным схемам легко позволяет это сделать.Благодаря чему же в процессе вышивания достигается успокоительный эффект? В первую очередь, вышивка – это почти ювелирная, тонкая ручная работа, которая требует максимальной собранности и концентрации внимания. Именно это и заставляет рукодельниц полностью отключать все посторонние мысли и с головой окунаться с мир творения красоты своими собственными руками.Многие рукодельницы даже сознаются, что время, проведённое за вышивкой крестом, пролетает совершенно незаметно, и когда они занимаются рукоделием, все мирские проблемы и заботы как бы исчезают – временно они просто перестают существовать. И благодаря этому можно психологически отдохнуть, сбросить груз проблем, забыть обо всех тягостных мыслях.Именно на этом и строится антидепрессивное действие такой разновидности рукоделия, как вышивка крестом. Следует заметить, что заниматься этим можно без специальной подготовки – специальные наборы для вышивки содержат схемы, по которым создавать красивые картины на текстиле могут даже новички. Так , почему не попробовать побороться таким методом против эмоционального выгорания?! Побалуйте себя приятным делом)
 
Общение с увлечением » ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛУБ ПЕДАГОГОВ » Беседка » Синдром выгорания (Кто виноват и что делать?)
Страница 1 из 11
Поиск: