В период раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ведущей является предметная деятельность. Процессы развития и воспитания в это время обеспечиваются реализацией детьми действий с предметами. Предметно-пространственная развивающая среда в группах детей раннего возраста дошкольной организации должна включать:
- предметы, которые должны быть соразмерны росту, руке и физическим возможностям ребёнка;
- яркие игрушки на столе, горке (вызывают интерес у ребёнка);
- горку с 3—4 ступеньками (удовлетворяет потребность в движении);
- набор крупных машин, тележки с кубиками, куклы, мячи и т. д.;
- игрушки для развития мелкой моторики рук (шары, кольца, кубики, втулки и т. д.);
- однотипные игрушки (матрёшки, утята, зайчата и т. д.); игрушки,
- различные по величине, цвету, форме (заяц большой — заяц маленький;
- щенок белый — щенок чёрный и т. д.);
- игрушки-забавы (качели, «карусели» и т. д.);
- музыкальные игрушки (бубен, барабан, колокольчик и т. д.);
- игровой уголок (крупная игровая мебель, соответствующая росту ребёнка, игрушечная посуда, кроватка для кукол);
- уголок ряжения (зеркало во весь рост, элементы одежды);
- дидактический столик, имеющий ящички, с открывающимися створками (в которых располагаются втулки, предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков и т. д.);
- шарнирное устройство на потолке для подвешивания крупных игрушек (большого надувного мяча для развития координации рук и т. д.);
- овальные воротца, поролоновые модули (для развития основных движений);
- корзинки, ведёрки, сумочки для сбора различных предметов (грибочков, шариков и т. д.);
- центр театрального искусства (шкаф-барьер с театром);
- домотека (игровое пространство, приближенное к домашней обстановке);
- уголок отдыха (для индивидуальной деятельности ребёнка);
- центр конструирования (напольные конструкторы, строительные наборы);
- подиум (для развития элементарного образного отвлечённого мышления);
- центр книги;
- центр изобразительного искусства;
- центр экспериментирования с доступными материалами (песком, водой);
- физкультурный уголок.
Предметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 8 лет в группе детского сада должна обеспечивать реализацию ведущего вида деятельности — игры. Материально-техническое обеспечение предметной среды в группах детей дошкольного возраста включает:
- игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссёрских игр: наборы образных (объёмных и плоскостных) игрушек небольшого размера (человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда));
- литературный центр (сказки, рассказы, былины, детские журналы, иллюстрации и т. д.);
- центр речевого творчества (игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте);
- центр театра (различные вида театра, уголок ряжения и т. д.);
- центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов);
- центр природы (растения, предметы для ухода за растениями, календарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды);
- центр конструирования (игры и материалы для строительно-конструктивных игр);
- центр математики (игры и игрушки математической направленности);
- центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, материалы для развития изобразительного творчества дошкольников);
- центр физической культуры (спортивный уголок, материалы для игр);
- центр детского творчества (бросовый материал для создания предметов, атрибутов для игры, подарков для малышей и т. д.);
- центр трудовой деятельности (материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке и т. д.).
|