Ознакомление с миром животных в дошкольном возрасте
2021-Мар-02, 18:44

Ознакомление дошкольников с животным миром - важная составляющая образовательного процесса в ДОО. У детей год от года развиваются представления о том, как разнообразен мир животных. 

С какими животными нужно знакомить детей в дошкольном возрасте? Дошкольники знакомятся с представителями четырех классов мира животных: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.

Информацию о мире животных можно разделить на три группы:

  1. Представления о животных, об их свойствах и признаках (внешний вид, питание, жизненные проявления). 
  2. Связь с их средой обитания, методы приспособления у условиям жизни.
  3. Главные признаки, польза, которую животные приносят.

С млекопитающими дети знакомятся первыми, в 3-4 года. Сначала с домашними животными: с собаками, с коровами, с кошками. Учатся называть их и их детенышей. Затем с некоторыми дикими животными: медведем, лисой и зайцем. Учатся узнавать их по внешнему виду, знакомятся с главными потребностями животных, от удовлетворения которых зависит их жизнь. Дети учатся различать основные части тела животных. Позднее дошкольники знакомятся со строением и поведенческими особенностями живых существ. Нужно выделять части тела, покров и поведенческие особенности животных: как они передвигаются, как питаются, как отдыхают. Затем у детей расширяются знания, дети рассказывают сами об особенностях внешнего вида животных, об их повадках, а также о том, какие распространены в других зонах нашей страны животные. Педагоги формируют у детей интерес и развивают бережное отношение к животным, желание за ними ухаживать.

В 4-5 лет дети знакомятся с пресмыкающимися (черепахой, ящерицей), некоторыми насекомыми. Дети учатся различать бабочек по внешнему виду и называть их. К старшему дошкольному возрасту дошкольники могут назвать 50 диких животных. Они знакомы не только с млекопитающими, но и птицами, рыбами, о земноводными, пресмыкающимися и насекомыми. Показательным фактом является то, что зачастую дети больше знают об экзотических зверях, чем о тех, что обитают в их родном крае. К пяти годам у детей обнаруживается тенденция осознания связей между средой обитания и живым организмом.

В дошкольный период формируются общие представления о группах животных, которые относятся к одним классификационным единицам. Это связано с тем, что дошкольники понимают термины, которые могут охарактеризовать класс животных – это насекомые, рыбы, птицы, хищники и др. Они не только пользуются этими словами, но и могут узнавать и группировать представителей разных классов на иллюстрациях.

У дошкольников пока нечеткие знания о диких животных, поэтому они испытывают трудности в классификации. Часто дети допускают ошибки в терминах «дикие животные», «звери», «хищники». Это связано с тем, что в ядре перекрещиваются сходные признаки. К примеру, большинство хищников – это дикие животные, которые включают в свой состав и зверей. При этом в состав диких животных включаются хищники, среди которых есть и млекопитающие (звери). Звери могут быть дикими и хищными. Существуют животные, к которым подходят все эти три понятия. К примеру, лиса, волк, лев, тигр – все это хищные дикие млекопитающие. Работая над группированием диких животных по разным основаниям, дошкольники стараются опереться на наглядные образы и на знание обобщающих терминов. Часто это объединение делается по сходству строения. Это может привести к тому, что одной группе оказываются животные, которые обладают сходными, но далеко не существенными признаками.

Всю живую природу принято разделять на пять царств: простейшие, бактерии, грибы, растения, животные. Современный список видов включает миллионы живых существ. При этом разобраться во всем этом многообразии крайне сложно. Специалисты по таксономии выделяют десять типов животных: Хордовые. Иглокожие. Моллюски. Членистоногие. Кишечнополостные. Кольчатые черви. Круглые черви. Плоские черви. Мшанки. Губки.

Самым крупным и прогрессивным типом считаются хордовые, у которых имеется первичная скелетная ось. К этой группе животных относятся более 90% всех изученных видов. При наличии высокоразвитой хорды этих созданий выделяют в подтип позвоночных, к которым относится человек и другие звери. У позвоночных животных выделяют пять основных классов:

  1. Млекопитающие.
  2. Рептилии.
  3. Птицы.
  4. Земноводные.
  5. Рыбы.

Считается, что самыми высокоорганизованными животными являются млекопитающие, для которых характерно вскармливание детенышей своим молоком. Ученые провели исследования и установили, что белок из грудного молока позволяет ускорить развитие мозга, давая несомненные преимущества этим видам над другими классами позвоночных.

https://nauka.club/biologiya/klassifikatsiya-zhivotnogo-mira.html

Категория: Познавательное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]