Игры на развитие саморегуляции
2022-Ноя-11, 11:41

Саморегуляция – это основа адаптивности человека. Она очень важна для человека, так как влияет на способность управлять собой, своими эмоциями и поведением, работать продуктивно, поддерживать карьерное развитие. Регуляторные функции связаны с психологическим благополучием, субъективным качеством жизни и успешностью социальной адаптации. Саморегуляция включает в себя регуляцию эмоций, познавательных процессов и поведения.

Дошкольный возраст - активный этап развития саморегуляции. Педагоги создают условия для развития у детей саморегуляции, и лучшим методом для этого является игра. Наиболее эффективными для развития саморегуляции являются игры-тренажеры, игры с правилами (подвижные и настольные), творческие игры (сюжетно-ролевые игры, драматизации). 

Игры-тренажеры (в том числе цифровые) чаще проводятся индивидуально, особенно они полезны для детей с изначально низким уровнем саморегуляции.

Различные игры с правилами проводятся в группах и варьируются по степени сложности инструкции или правил, которым должны следовать играющие. Игры с правилами требуют от ребенка регуляции поведения в соответствии с правилом или внешним стимулом.

Чтобы играть в сюжетно-ролевую игру уже нужен определенный уровень развития регуляторных функций.  Наибольшим развивающим потенциалом обладают фантазийные сюжеты и использование ролей позитивных и мудрых персонажей. Разыгрывание сюжетов (драматизация) может создать дополнительные развивающие возможности, если придумывать историю и управлять игрой будет сам ребенок.

С точки зрения создания условий для развития всех компонентов саморегуляции важно, чтобы ребенок играл разнообразно: в разные виды игр и в разные игры, относящиеся к одному виду. Разработанные для дошкольников цифровые игры-тренажеры и игры с правилами, как правило, могут задействовать только один компонент регуляторных функций. Поэтому необходимо подбирать нескольких игр на разные компоненты. В случае сюжетно-ролевой игры должно быть разнообразие сюжетов и смена ролей.

 

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ-ТРЕНАЖЕРЫ НА РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ

  • «Доббль». Нужно найти одинаковые рисунки на карточках как можно быстрее. Тренирует зрительную память, когнитивную гибкость, скорость реакции и внимательность.
  • «Дикие Джунгли». Если у детей выпадают одинаковые карточки, они со-ревнуются в том, кто первый схватит тотем. Тренируются зрительная память, гибкость, скорость реакции. Эта игра также хороша для тренировки торможения, т.к. за ошибочное хватание тотема есть штрафные баллы. По такому же принципу построена еще одна игра – «Хали-Гали». Отличие в том, что тут нужно не просто найти одинаковые картинки, а сосчитать число фруктов и, если их 5 одинаковых, то нужно позвонить в звонок. И еще одна похожая игра «Барабашка» («Детство Барабашки»), в ней есть интересные вариации правил: не хватать, а выкрикивать названия предметов и в целом больше игровых объектов и условий.
  • «Uno». Игра развивает когнитивную гибкость и способность к торможению, т.к. нужно выкладывать карты либо соответствующего цвета, либо с такой же картинкой, как предыдущая карта; и есть карты, которые меняют направление или правила игры. Похожая игра, но немного сложнее и интереснее для детей за счет наличия игрового сюжета – «Спящие королевы»: тут похожие правила, но нужно не просто избавиться от карт, а разбудить спящих принцесс. К этой игре есть красивая мотивирующая предыстория: идея создания Спящих королев пришла в голову шестилетней девочке Миранде Эвартс, когда та никак не могла заснуть. Наличие предыстории и дополнительной игровой мотивации может повысить вовлеченность детей в данную игру.
  • «Коварный лис» представляет собой детективную игру, которая тренирует слуховую рабочую память, т.к. требует удержание в памяти большого объема информации, чтобы найти лиса, который украл пирог.

ЦИФРОВЫЕ ИГРЫ-ТРЕНАЖЕРЫ НА РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ

  • «Точки». Задача находить на экране новые появляющиеся точки, в то время как старые остаются на тех же местах. Точки добавляются по одной. Отличаются расположением и цветом. Чтобы найти новую точку, нужно помнить цвета и расположение ранее появившихся на экране точек. Результат отображается на экране. Данная игра будет способствовать развитию зрительной рабочей памяти. Ее несомненным преимуществом является то, что уровень сложности адаптируется под возможности ребенка (после ошибки игра начинается заново).
  • «Memo-game». Нужно находить пары к карточкам, переворачивая их поочередно и запоминая положение. Данная игра будет также способствовать тренировке зрительной рабочей памяти.
  • «Focuz». В игре нужно сортировать карточки. Сначала два цвета (красный и синий), затем добавляется желтый цвет. Через некоторое время места сортировки меняются. Это задача на когнитивную гибкость, т.к. требуется переключение на новое условие.
  • «FruitNinjaClassic».  Увлекательная  игра на сдерживающий двигательный/поведенческий контроль, в которой нужно «разрубить» фрукты и не трогать бомбочки.
  • «FruitTouchMania». Правила игры просты. Нужно потрогать все бананы за отведенное время и не трогать яблоки. Касание арбуза дает дополнительные баллы.  По мере прохождения игры уровень сложности повышается. 

ИСТОЧНИК https://xn--80adjab2be3ahdhe.xn--p1ai/publications/publication/4062/ 

Категория: Умные игры | Добавил: Админ
Просмотров: 263 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]