19:15
100 лет назад родился писатель, сказочник и журналист Джанни Родари

Сто лет назад в этот день, 23 октября, родился выдающий итальянский писатель, любимец уже нескольких поколений детей, Джанни Родари. Многие знают его добрые книги «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в Стране лжецов» и другие. Он стремился не развлекать детей, а учить их смотреть на жизнь открытыми глазами и пробуждать в них творческое, созидательное начало.

Полное имя — Джованни Франческо Родари. Родился Джанни Родари 23 октября 1920 года в итальянской коммуне Оменья, расположенной в регионе Пьемонт. Его семья не была богатой: отец Джузеппе Родари был пекарем и владел маленьким магазином-булочной, мать, Маддалена Арикокки, работала продавщицей в родительской лавке. Помимо самого Джанни, в семье было еще два ребенка — младший брат Чезаре и сын от предыдущего брака Джузеппе Родари Марио.

В детстве любимым занятием мальчика было рисование, поэтому он мечтал стать знаменитым художником, а еще – изобретателем игрушек. Но когда Родари было всего десять лет, у него умер отец и ему вместе с братьями пришлось выполнять любую работу, чтобы хоть немного помочь матери. После этого мать будущего писателя возвращается в родной город Гавирате, где Родари будет жить с 1930 по 1947 год.

В 1931 году Родари, по просьбе матери, поступает в католическую семинарию Сан-Пьетро-Мартире-ди-Севезо в провинции Милан, однако вскоре становится очевидно, что выбранный путь Родари не устраивает, и в 1934 году он начинает учиться на степень магистра. В школе Родари выделяется вниманием и прилежанием: он всегда первый в классе. В это же время Родари занимается музыкой - учится играть на скрипке. В 17 лет он получает диплом учителя и начинает преподавать в начальных классах местной сельской школы. Ему понравилось работать с детьми. Он постоянно придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории, часто вместе с ними сочинял сказки.

В 1940 году Италия вступает во Вторую мировую войну. Многих молодых людей направляют на фронт.  Родари двадцать лет, но из-за слабого здоровья его признали непригодным к службе. Он оказывает поддержку итальянскому Сопротивлению, а затем вступает в Коммунистическую партию Италии (КПИ).

После войны Родари становится журналистом: сначала он работает в редакции коммунистической газеты «Новый порядок», а с 1947 года - в миланской редакции издания «Унита». Вместе с работой в «Унита» Родари начинает писать для детей. В 1950 году Родари уже возглавил вместе с коллегами еженедельный детский журнал «Пионер». В это время у него родилась идея опубликовать свои стихи в одной книге, так и родилась «Книжка весёлых стихов», которая имела большой успех. В 1951 году Родари выпустил «Учебник для пионера», предназначенный для работников Итальянской ассоциации пионеров. 

С работой в «Пионере» связано и появление «Приключений Чиполлино» — книги, сделавшей Родари всемирно известным. Именно благодаря работе там появился на свет и луковый мальчик Чиполлино, а также другие персонажи, которые впоследствии войдут в книгу, — кавалер Помидор, принц Лимон, граф Вишенка и другие. К ним Родари относился с особенной нежностью: они напоминали ему о первых месяцах работы в «Унита», когда он занимался проблемами питания и каждое утро ходил по рынкам, изучая цены, разговаривая с торговцами и домохозяйками, узнавая о трудностях их жизни по их покупкам.

«Чиполлино» писался без остановки. Плодом напряженной работы стала повесть о борьбе простого лукового мальчика с жадными и жестокими правителями овощно-фруктовой страны. Чиполлино поражает своей живостью, умением выходить из самых непростых ситуаций, а также почти несгибаемым оптимизмом. Благодаря этим качествам он возглавляет народное восстание против самодовольного принца Лимона, запускающего ради развлечений своих солдат вместо фейерверков, ненасытного барона Апельсина, напыщенного кавалера Помидора и многих других.

После «Приключений Чиполлино» появились «Джельсомино в стране лжецов» и другие книги Родари.

В повести «Путешествие Голубой стрелы» автор описывает свое детство, которое прошло в бедности и лишениях. Он рассказывает о приключениях игрушек из магазина Феи, которые сами ищут себе владельцев из списка бедных детей, чьи родители не могут позволить себе купить праздничный подарок. Эта сказка – размышление о том, почему же детям приходится страдать в этом несовершенном мире. Родари не только писал сам, но и призывал своих юных читателей придумывать собственные яркие, поучительные «книжки-игрушки». Именно об этом идет речь в его «Грамматике фантазий».

Однако долгое время писатель оставался известным в Италии прежде всего как журналист. Изменить положение дел помогла его громадная популярность в Советском Союзе. Именно в Советском Союзе книги и грампластинки с записями его сказок расходились миллионными тиражами. Своей широкой известностью Родари был обязан советским переводчикам. Поэт Самуил Маршак перевел шуточные по форме, но социальные по содержанию стихи Родари, такие как «Чем пахнут ремесла?», «Служанка», «Человек на подъемном кране» и другие.  Затем на свет вышел перевод Златы Потаповой «Приключений Чиполлино». Именно с этой книги начался подлинный успех Родари в Советском Союзе.

В 1967 году он был удостоен звания лучшего писателя Италии, а через три года — в 1970-м — он получил самую престижную премию в области детской литературы — премию Ганса Христиана Андерсена.

В 1973 году на свет появляется его педагогический труд «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй», который стал результатом многолетней работы в области придумывания и который Родари адресовал учителям, родителям и аниматорам. Это уже не литературное произведение, скорее наоборот, в этой книге Родари раскрылся как мыслитель-гуманист, стремящийся к целостному развитию человека, к актуализации его внутреннего потенциала. 

За свою жизнь Родари несколько раз посещал СССР - впервые в 1952 году, а затем несколько раз как один, так и с супругой Марией Терезой и дочерью Паолиной. 

Родари ушел из жизни 10 апреля 1980 года. Оон был госпитализирован в клинику в Риме для операции на левой ноге из-за окклюзии вены и через четыре дня умер от сердечной недостаточности.

В одном из интервью, в ходе которого писателю свои вопросы задавали дети, у Джанни Родари спросили, какие истории он больше любит: такие, которые заканчиваются хорошо, или такие, которые заканчиваются плохо.

«Я люблю такие, которые не кончаются, — ответил Родари. — Я предпочитаю истории, которые заканчиваются вопросительным знаком, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно что-то придумать».

Просмотров: 60 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]