АС - технология
2019-Мар-19, 11:45

Сло­вом «технология» принято обозначать набор взаимосвязанных способов и при­емов организации человеческой деятельности по преобразованию предметов окружающего мира.

АС-технологию (ассоциативно-синектическую технологию развития творчества) придумал профессор Сергей Аркадьевич Новоселов. О ней он рассказал в книге «Дизайн искусственных стихов».

Книга «Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова».

Особенностью технологии творчества является то, что в ней предложен набор способов и приемов организации творческой деятельно­сти человека, например, деятельности по созданию изобретений. Отличительной чертой данной технологии явля­ется то, что для создания изобретений дети и взрослые должны сначала приду­мать или «сконструировать», скомбинировать из известных стихов свои оригинальные стихи и проиллюстрировать их своими рисунками.

Познакомившиеся с этой технологией юные изобретатели ино­гда называют ее дизайном фантазий или дизайном желаний.

Творческая деятель­ность по созданию нового изобретения должна быть:

  • ритмической, а она будет такой, если вы пишете стихи или музыку, или делаете рисунки с ритмично повторяющимися дета­лями;
  • включать в себя комбинирование фрагментов, отрывков, поэтиче­ских и визуальных образов известных стихов, сказок, песен, ри­сунков, фотографий и других литературных, музыкальных и худо­жественных произведений;
  • связана с другими видами деятельности, например, учебой, дополнительным образованием, работой по дому, игровой или спортивной деятельностью и т.д., или «пересекалась» этими вида­ми деятельности;
  • включать в себя фантазирование, выдумывание новых ситуаций и сюжетов, связанных с образами известных литературных, художе­ственных и музыкальных произведений, а также случайный пере­нос характеристик предметов этих произведений на предметы «пе­ресекающих» наше творчество видов деятельности;
  • завершаться «связыванием» найденных новых поэтических, визу­альных и музыкальных образов с возникшим у вас желанием из­менить форму и предназначение известных предметов и явлений окружающего мира или желанием придумать новый предмет, со­ответствующий найденным образам.

Пример создания изобретения:

Выбираем известную  народную потешку: Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Нарисуем иллюстрацию к этой потешке.

Теперь, попробуем вспомнить предмет, которым вы часто пользуетесь, и который не всегда вас слушается. И давайте попеняем ему за это, также как это было сделано в потешке про огуречик. И будет здорово, если у нас полу­чится это сделать в стихах. Их можно написать очень похожими на потешку. Например, мы вспомнили о карандаше. Он не всегда подчиняется нашей руке.

Напишем ему стихотворное наставление: Карандашик, карандашик, ты не прыгай, как барашек. Слушайся моей руки -мы с тобой художники!

Теперь пофантазируем и нарисуем иллюстрации к нашему стихотворе­нию.

Из этих иллюстраций надо составить, скомбинировать оригинальную, не­обычную композицию.

Вот такие картинки получились у нас, когда мы поста­рались соединить наших героев в одну композицию. На первой картинке мы видим волшебного барашка, у которого ножки превратились в карандашики. Теперь он - художник и прекрасно нарисовал мышку. При этом он рисует всеми четырьмя карандашиками одновременно.

Следующий этап ассоциативно-синектической технологии - изобретения. Ассоциация - это связь, соединение разных предметов и их признаков в новые сочетания. Например, мы хотим придумать (изобрести) новый предмет, новое устройство для рисования. Для этого надо сначала вспомнить, какие бывают устройства для рисования, чтобы не повторять известные изобретения. А теперь посмотрим на стихи (потешку), которые мы переписали по-своему, на все рисунки, которые их иллюстрируют. Найдем в этих стихах и рисунках предметы или литературные образы, которые мы до сих пор не рассматривали в связи с устройством для ри­сования (т.е. в связи с карандашом, кисточкой, фломастером и т.д.), и перечис­лим их отличительные черты, их особенности, характеристики. Например, та­кими предметами в наших стихах и рисунках являются:

  • мышка - грызущая, шныряющая, пищащая, остроносая, а если вспом­нить про компьютер, то можно написать, что мышка у нас - компьютерная;
  • хвостик - изгибающийся, подвижный, цепляющийся, свернутый в ко­лечко, заметающий следы;
  • огуречик - хрустящий, с семечками, с пупырышками, вкусный; барашек - кудрявый, рогатый, прыгающий, упрямый, игрушечный - с карандашами вместо ног (это образ одной из композиций) и т.д.

Теперь поочередно соединим в пары устройство для рисования с каждым из выписанных объектов. Например: 

  • устройство для рисования - мышка;
  • устройство для рисования - хвостик;
  • устройство для рисования - огуречик;
  • устройство для рисования - барашек.

Осталось представить себе устройство для рисования со свойствами (ха­рактеристиками) мышки, огурчика, хвостика или барашка, и у вас появится оригинальная идея , образ нового изобретения.

Например:

  • устройство для рисования - может быть выполнено в виде прозрачной компьютерной мышки с рисующей частью (грифель или фломастер) на одном из ее краев. Такое устройство не будет прыгать в руке.
  • устройство для рисования - может быть выполнено в виде игрушки, например, барашка, с рисующими частями. Такой игрушкой может быть и машинка, в колесных шинах которой мо­жет находиться красящее вещество. И если в этих шинах выпол­нить микроотверстия, то при нажатии на машинку колеса начнут рисовать.

Остальные изобретения, а их здесь не один десяток, придумайте сами и нарисуйте их.

Книга "АС - технология", авторы: С.А. Новоселов, Л.С. Попова.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 5204 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]