11:20
Что изменилось в работе детского сада с введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования

С 1 сентября 2023 года детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Уже привыкли к аббревиатуре - ФОП ДО.

Главная цель федеральной программы дошкольного образования - разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

В настоящее время утрачены все 44 авторские программы дошкольного образования, которые претендовали быть примерными ("Радуга", "От рождения до школы", «Истоки» и другие), соответственно детские сады, работавшие по ним, кардинально стали перестраивать свою работу.

Сегодня актуальны парциальные программы, так как ФГОС ДО сохранил возможность формирования вариативной части образовательной программы: не менее 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, и не более 40% можно формировать по своему усмотрению. Детские сады могут ориентироваться на собственные запросы, приоритетные направления, специфику национальных, региональных и других условий. 

Актуальны и педагогические технологии, так как ключевая фраза ФОП ДО, что педагоги самостоятельно выбирают формы, методы и средства реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

О технологиях вы можете можете узнать в одноименном разделе "Технологии" в виртуальном методическом кабинете.

В ФОП ДО конкретизированы нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны задачи и содержание работы педагога. Содержание работы увеличилось по всем образовательным областям. Новая программа во многом расширяет и конкретизирует требования ФГОС дошкольного образования. Так, содержательный раздел стал достаточно большим, появились новые направления работы (экономика, туризм, цифровая безопасность).

Названия возрастных групп (младшая, средняя, старшая, подготовительная) в ФОП ДО отсутствуют (равно как в ФГОС ДО), они заменены на этапы по году рождения. В ФГОС прописаны три этапа: младенческий возраст - с двух месяцев до года, ранний - с года до трех, дошкольный - с трех до семи лет. ФОП ДО предлагает более подробную градацию - от год до двух, от двух до трех, от трех до четырех и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.

Но в детских садах группы называют пока еще по "старинке": 1 младшая, 2 младшая...

В соответствии с последними требованиями детские сады взяли курс на формирование гражданской активности и патриотизм с опорой на национально-культурные традиции российского народа. В каждом детском саду разработан план воспитательных мероприятий, в соответствии с которым наряду с Днем отца, матери, Днем Победы воспитанников будут знакомить с Днем российского кино и Днем художника, Днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и Днем освобождения блокады Ленинграда.

Работа в дошкольных образовательных организациях теперь строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа: любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу, доброта, ценность человека и семьи, ценность знаний, красоты, здоровый образ жизни, труд.

ФОП ДО дал основные ориентиры по построению работы: содержание, объем, предполагаемые результаты. Как их достичь - сад по большей части решает сам. 

Сегодня у многих коллективов имеются трудности в материально-техническом оснащении, как глобальном масштабе, так и в наполнении предметно-пространственной среды. Из глобального - отсутствие не только бассейнов, но и физкультурных залов, спортивных площадок. Более мелкие проблемы - необходимость закупки методической литературы, пособий, игрушек. 

Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования  имеют сегодня статус примерных.

Просмотров: 2290 | Добавил: Админ | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]