3D – физкультура в детском саду, где «всё связано со всём»
2022-Окт-08, 09:09

«Я веду физкультуру в детском саду вовсе не потому, что хочу пропагандировать порт или здоровый образ жизни. Я веду физкультуру, потому что считаю движение самым естественным и радостным языком для общения с ребенком», - Диана Егорова-Ракитская, методист, инструктор по физкультуре «Школы самоопределения».

Книга Д. Ракинской представляет особую традицию физкультурных занятий с дошкольниками, ориентированную на самые разные стороны их развития, на то, что в жизни (по детской формулировке) «всё связано со всём». Впервые такой подход к физкультуре был представлен в книге С.В. Реутского «Физкультура про другое, зато для всех и обо всём, от простого к сложному…».

Диана Егорова-Ракитская, автор книги, раскрывает эту практику в наглядных картинах занятий с дошкольниками на протяжении учебного года и, главное, показывает, как педагог по ходу общения с детьми на фоне их разнообразных творческих усилий обретает профессионализм в собственной работе.

Стиль ведения физкультуры в подавляющем большинстве детских садов установился и застыл, он стандартный и скучный для детей. Автор книги в работе с детьми обращает внимание не только на движению, физическое развитие детей, но и на развитие эмоциональное и интеллектуальное.

Язык движения является одним из самых радостных для ребёнка языков, с помощью которого взрослый очень успешно может решать самые разные педагогические задачи. Дошкольник, увлекаемый собственным интересом, учится договариваться, предлагать свои идеи и опробовать их вместе с другими ребятами, учится выслушивать и понимать чужие идеи и предложения. Делать выбор и видеть результат своего выбора, оценивать его, корректировать решения с учётом полученного опыта и ещё многому-многому другому.

«3D-физкультура» задает трехмерному смыслу, стоящему за делом, систему координат для индивидуальных векторов работы с детьми:

ОСЬ Х. Физическое развитие, а также неразрывно связанные с ним эмоциональное и интеллектуальное;
ОСЬ Y. “Нравственное закаливание” – “насаждение” в детской картине мира ценностей, непреложных с точки зрения педагогов;
ОСЬ Z. Становление субъектности – поддержка авторства, самостоятельности ребенка.

Автор показывает как можно, пользуясь принципом постепенного усложнения, в партнёрстве с детьми, придумывать новые правила, опробовать и оценивать их, попутно обучаясь договариваться друг с другом, соблюдать какие бы то ни было правила, тренироваться в ловкости и изобретательности и многому-многому другому.

Названия и содержание глав сразу дают понять, что книга легко читается и содержит наблюдения, упражнения и советы, проверенные на практике:

  • О безопасности на занятии, предполагающем риск.
  • Структура и ритм занятия.
  • Про саморегуляцию и умение сдерживать себя.
  • “Младшие”: про эмоциональную безопасность и фантастические сюжеты.
  • Занятие про сражения, где видно, на что способны старшие, когда им интересно.
  • Размышление про оценивание.
  • Серии занятий, темы и линии усложнения.
  • И многие другие, не менее интересные!

О данной технологии можно почитать в сборнике статей.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 75 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]