Психолого-образовательный профиль PEP-3 (Psychoeducation Profile)
2020-Дек-01, 09:57

РЕР-3 это комплекс методик предложенный американскими учеными E. Schopler, M.D. Lansing, R.J. Reichler, L.M. Marcus, 2004. Предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации, т.е. для обследования детей с аутизмом. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков. В тесте используются следующие шкалы: когнитивное вербальное / превербальное развитие; экспрессивная речь; понимание речи; мелкая моторика; крупная моторика; зрительно-моторная имитация. Каждой шкале соответствует набор заданий. Сумма баллов по каждой шкале переводится в возраст развития психической функции.

Психолого-Образовательный Профиль PEP-3 позволяет получить о ребенке информацию из двух основ­ных источников: 1) по итогам выполнения детьми за­даний; 2) из опросника для родителей (или законных представителей ребенка).

РЕР-3 включает 172 задания. Задания представляют собой то, чем обычно занимаются дети дошкольного возраста: сложить пазл, пустить мыльные пузыри, скатать колбаску из пластилина, что-то нарисовать, срисовать или раскрасить, покормить игрушечную собачку и др. Задания по вербальному и невербальному интеллекту объединены в блок «коммуникация», по общей, тонкой мото­рике и зрительно-двигательному подражанию (зрительно- моторной координации) — в блок «моторика», аффективные проявления, социальное взаимодействие, типичное поведение в двигательной и речевой сферах — в блок «дезадаптивное по­ведение».

Вопросник для родителей включает 10 вопросов в связи с проблемами поведения, 13 — о состоянии навыков самооб­служивания и 15 вопросов — по адаптивному поведению, то есть всего 38 вопросов. Кроме того, родителям предлагается оценить уровень раз­вития ребенка на момент обследования по пяти параметрам (способность к общению, развитие моторики, социальных на­выков и самообслуживания, а также способностей мышления) и в целом (какому возрасту соответствует состояние навыка или общего развития). Также родителям предлагают десять диагно­стических категорий (аутизм, умственная отсталость, шизофре­ния, речевые нарушения и т.д.), чтобы оценить, в какой степени они подходят их ребенку и влияют на его развитие. Эти разделы характеризуют адекватность отношения родителей к ситуации нарушения развития у их сына или дочери, в какой степени эти оценки сходны у обоих родителей (если они оба заполняют во­просники).

К достоинствам РЕР-3 можно отнести гибкость схемы применения (нет временных ограничений — можно проводить обследование в течение нескольких занятий с перерывом, за несколько дней и т.п.), возможность оце­нить зону ближайшего развития, поскольку результат оцени­вается не только как «выполнено» / «не выполнено», но и как «выполнено с помощью», виды которой строго регламентиро­ваны для каждого задания. Результат представлен не только качественными, описательными данными, но также наглядно (в форме графика) и количественно (психический возраст по семи шкалам).

РЕР-3, безусловно, не может применяться без других методов исследования (наблюдение, клиническая беседа и т.п.), он не лишен недостатков (в частности, недостаточно точно диф­ференцирует легкие нарушения в двигательной сфере), но, как показывает практика, является во многих отношениях очень полезным инструментом психолога и дефектолога.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]