Технология «План – дело - анализ»
2022-Ноя-11, 11:25

Технология «План – дело - анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что  позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. Основная идея проекта состоит в том, что обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности.

Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются: утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.); самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;  итоговый сбор, на котором подводятся итоги.

Утренний сбор проходит в традиционном месте, часто - на ковре. На утренний сбор детей приглашает традиционная музыка. Выбор темы образовательного проекта (события, акции).- одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих технологии. И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Однако необходимо дать инициативу и активность детям в предложении тем, в выборе дел и действий. Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка, интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно. 

Тема выбрана. Выявляются  образовательные запросы детей. В этом помогает «модель трех вопросов»: Что знаете? Что хотите узнать? Что надо сделать, чтобы узнать? В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий.  Воспитатель структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, и т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то есть оставляет свободу выбора –  что и когда делать; сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию; с кем в партнерстве; где и как организовать деятельность. С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия, например: организовать выставку, сделать альбом и.т.д.  Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на обязательном для данной технологии «Информационном поле» или «Доске выбора», где обозначены все центры детской активности. У детей есть условные знаки. Ребенок вставляет свой условный знак в кармашек с обозначением выбранного им центра. Так появляется план совместной деятельности и возможность реализовать его, включаясь в кооперативную деятельность с другими детьми или работая под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).

Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В то же время, в одном из центров педагог организует совместную деятельность, как правило, с желающими.

Итоговый сбор проводится после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план. На итоговый сбор детей собирает все та же мелодия. Место проведения – то же самое, откуда стартовал утренний сбор. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Все работы детьми презентуются. В этом помогают вопросы:   Кто хочет рассказать о своей работе?  Получилось ли у тебя, что ты задумал?   Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?  В процессе общения педагоги фиксируют высказывания детей,. 

Дневной цикл образовательной деятельности (рассчитан на 1-1,5 часа):

• утренний сбор 10-20 минут;

• работа в центрах 30-60 минут;

• итоговый сбор 10-20 минут.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 380 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]