Ознакомление дошкольников с архитектурой
2014-Фев-08, 00:25

Важнейшим фактором художественно-творческого развития является искусство и, в частности, архитектура. Однако средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический приём на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры. 

Архитектура (от лат. - строить, возводить), зодчество - искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

Типы сооружений:
  • объемные сооружения: жилые дома, общественные здания (детские сады, школы, кино-театры, театры, магазины, метро и пр.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и пр.), мосты, триумфальные арки, культовые сооружения;
  • ландшафтная архитектура: скверы, бульвары, парки с «малой» архитектурой (беседки, мостики, фонтаны);
  • градостроительство: создание новых городов, районов, ансамблей сооружений.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются разные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, металл, бетон, стекло и пр.).

Об архитектуре писали, что это летопись, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, когда уже ничего не может сказать о себе погибший народ.

Средства выразительности архитектуры: пластика объемов, композиция (симметричная, асимметричная), масштабность (крупные - мелкие объемы), ритм (вертикальный - горизонтальный), пропорциональность, фактура, цвет поверхности, освещенность (свет - тень).

В зависимости от архитектурного стиля появляются свои средства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль, появляются новые признаки. Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие - через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности (колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет). До наших дней сохранились египетские пирамиды, развалины античных дворцов.

Каждая эпоха в Европе имела свой художественный стиль сооружений.

Романский (или римский) стиль (X—XIII вв.): монастыри и рыцарские замки. Архитектура сурова, тяжеловесна, замкнута, конструкции массивные.

Готический (готика) (XII—XIII вв.): культовый стиль — собор, возвышающийся над городом. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте гигантские ажурные башни, высокие стрельчатые окна, арки, многочисленные декоративные детали (башенки - «фиолы», завитки - «краббы»), круглые окна с переплетами — «розы». Примеры готики: Собор Парижской богоматери (Франция, Париж), Вестминстерское аббатство (Англия, Лондон), Кельнский собор (Германия, Кельн).

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (XIV-XVI вв.): после средневековья возвращение к античному искусству. Это дворцовое и культовое строительство, характерные черты которого соразмерность, равновесие, гармоничность композиций.

Барокко (от итал. - причудливый, странный) (XIV— XVIII вв.): одно из стилевых направлений в искусстве, для которого характерны пространственный размах: роскошные храмы, дворцы, нарочитая усложненность, изгибы, изломы формы, пышность, богатство, неумеренная декоративность, обилие скульптуры, насыщенность цвета и позолоты, широкие парадные лестницы. Пример барокко: ансамбль Капитолийского холма (Италия, Рим).

Рококо: завершение барокко, самая утонченная стадия - узор из камня и раковин.

Классицизм: XVII-начало XIX в. Отличительные черты этого стиля - строгость, геометричность композиций зданий и дворцово-парковых ансамблей, опора на наследие античной культуры как на идеальный образец. Четкость объемов, ясно выражен центр, на глади стен выделяются портик, колоннады, статуи, рельефы. Примеры классицизма: Собор Святого Павла (Англия, Лондон) дворец в Версале (Франция, Париж).

В России архитектура тесно связана с определенным местом и временем, учитывает региональное, национальное, местное своеобразие. «Что не город, то норов»: суровые избы Севера, изящно-лиричные московские особняки, тяжелые палаты Пскова, сдержанность построек Новгорода, гармония архитектурных шедевров Петербурга - все это русская архитектура.

Дерево было основным строительным материалом на протяжении многих веков. Из него возводились избы, терема, хоромы, поселения, княжеские дворы, оборонительные крепости-кремли.

Избы — бревенчатые, окна маленькие, пол – высоко от земли, под ним — хранилище. Хоромы - дом с пристройками, у каждого из них разные окна, крылечки, крыша: двускатная, бочка, луковка, главка, шатер. Украшением служила резьба по дереву: причелины, полотенца, подзоры, гребешок, дымник, наличник; ставни — названия резных досок, которые украшали крышу, трубу, окна и пр. Каменные строения пришли на смену деревянным, но в основу их создания положены традиции деревянного зодчества. Каменные палаты состояли тоже из нескольких помещений, которые постепенно пристраивались: светелка для жены, для детей и пр. Все они были связаны между собой переходами — открытыми или закрытыми. Хоромы украшали белокаменным узором по плоской кирпичной стене и изразцами, что придавало праздничный облик сооружению, поверхности окна и двери — «оберегами», что пришло из народного искусства.

С тех времен сохранились деревянные и каменные храмы, каменные палаты. Карелия, Кижи. Москва, Кремль - Теремной дворец и др.

Западное искусство архитектуры широко проникает в Россию в период правления Петра I. Элементы разных стилей (с учетом русских традиций) находим в архитектуре, которая сохранилась до наших дней.

В петровский период были разработаны стандарты домов - для кого как строить: для «подлых людей» (ремесленников, мелких торговцев) — дом одноэтажный в три окна для зажиточных симметричный дом с 14 окнами, с сенями посередине и мезонином над входом, окна с простыми наличниками; для именитых — двухэтажный на «погребах», с мансардой. Петербург - Летний дворец Петра I построен как дом для именитых.

К стилю барокко можно отнести: в Петербурге - Зимний дворец: яркие цвета стен - красный, зеленый; белые детали, позолота; в Москве — дом Апраксиных-Трубецких на ул. Покровка - прихотливые изгибы стен, пышные декоративные и архитектурно-пластические детали, изумрудно-лазоревая окраска стен.

Классицизм, пришедший на смену барокко, в России также приобретал национальные черты. Если барокко — это дворец, то классицизм — это и дворец, и жилище для всех.

Фасад дома в стиле классицизма стал знаком принадлежности к дворянству. В основу этого стиля архитектуры положены принципы античной культуры: геометричность, двуцветие, белый классический выделялся на фоне интенсивно окрашенных стен и т.п.

Классицизм стал официальным государственным стилем во времена Петра I. Яркие примеры этого стиля: в Петербурге — Таврический дворец, Исаакиевский собор (стиль позднего классицизма): купол, восьмиколонный портик с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами; Казанский собор; Биржа; Михайловский дворец (Русский музей). Москва — Большой Кремлевский дворец; Большой театр; дом Пашкова (Государственная библиотека); здание Голицынской больницы; дом Хрущевых-Селезневых (музей А.С. Пушкина); дом Лопухиных (музей Л.Н. Толстого). Московский классицизм дополняется купеческим, городским фольклором, что хорошо демонстрируют старинные здания Замоскворечья.

Ампир: стиль трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны массивные, монументальные формы и богатый декор: лавровые венки, орлы, военные эмблемы и т.п.

Эклектика (от греч. - выбирающий): это свобода выбора художественных форм и свобода заимствования, использования разных стилей.

В творчестве русских архитекторов появляются и готические мотивы. Применение кирпича, двуцветия придавало готике русский характер, что постепенно стало ассоциироваться с национальным искусством. Использование отдельных элементов готики называется псевдоготикой.

Москва — Царицыно: от готики здесь стрельчатые окна; сочетание естественного цвета кирпича с белым придает зданиям декоративность. Ансамбль Царицыно воспринимается как художественное целое: парапеты, смотровые башенки, гармония с ландшафтом.

Петровский дворец — здесь классицизм сочетается с псевдоготикой и древне-русским стилем. Здание увенчано куполом, охвачено арками, кокошниками, крыльцо со столбиками-кубышками, красный кирпич и белый для украшения, узорные пояса. Здание окружено массивными стенами, готическими угловыми башенками и стрельчатыми окнами.

Исторический музей и здание бывшей Государственной думы, Погодинская изба — псевдорусский стиль. Стилизация в духе деревянного зодчества, нарядные резные ставни, многочисленные декоративные детали.

Здание верхних торговых рядов (ГУМ) - декор покрывает фасад, стены галереи, подчинен по стилю Кремлю, Историческому музею.

Постепенно «русский стиль», «эклектика» стали объединяться со стилем «русский модерн», «неорусский стиль»: Третьяковская галерея - фасадная стена оформлена по эскизам В.М. Васнецова; Казанский вокзал - подобие сказочного городка, сочетание мотивов русских хором и собора в Казани, сочетание разных по форме, величине, цвету декоративных объемов, затейливые детали наличников, напоминает «теремной» комплекс.

«Модерн» (от франц. - новейший, современный) -стилевое направление в искусстве конца XIX - начала XX в., создание новых форм, своеобразный декор, элементы здания подчинены единому орнаментальному ритму. Форма здания произвольная, свободной планировки, отказ от симметричности фасадов, поиски рациональных решений по увеличению этажности зданий, их размеров. Москва, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал - сочетание «модерна» и архитектуры русского севера: крыша, как кокошник, расположение и форма окон и пр. В этот период появляются необычные здания - здания Московского телеграфа, Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) — здание с колоннадой по главному корпусу в греческом стиле.

В начале XX века ведутся поиски нового монументального стиля в архитектуре, при этом сохраняется самобытность Москвы - патриархальный уют переулков, задушевность Замоскворечья, державность Кремлевских площадей... Проводятся конкурсы, составляется генеральный план застройки Москвы. В конце 20-х годов строят клубы им. Н.В. Русакова, завода «Каучук», им. С.М. Зуева, завода им. Лихачева (ЗИЛ) - типичные здания конструктивизма. Конструктивизм - это направление в архитектуре 20-х годов XIX в., в основе которого - создание простых, логичных, функционально оправданных форм.

Рационализм — движение в архитектуре 20-х годов XX в.: поиски лаконичных динамичных современных архитектурных форм. Северный речной вокзал Москвы - здание, которое напоминает двухпалубный речной пароход: конструкция изящная, легкая, с колоннами и арками, с башней и шпилем, увенчанным золотисто-красной звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Кремля. Здание украшено барельефами, мозаикой, скульптурой - фонтанами, широкая гранитная лестница идет от центрального портала к причалу.

В 50-е годы строятся высотные здания - как символ победы, мощи и силы страны-победительницы в Великой Отечественной войне. Позднее появились новые площади, районы: Песчаные улицы, Кузьминки, Черемушки, новые станции метро - настоящие подземные дворцы (колонны, барельефы, скульптуры, витражи, мозаика), города-спутники - Зеленоград, Солнцево, Внуково. Каждый район, город развиваются с учетом потребностей их населения. Используются новые, современные материалы, технологии, смелые сочетания цветов; снова вошли в моду чугунные необычные ограды - чугунное кружево Москвы. Рассматривая здания Москвы или любого другого города, видим знакомые элементы разных архитектурных стилей.

Фасад - внешний вид здания.

Интерьер - архитектура внутренних помещений здания.

Фронтон - треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративным фронтоном украшают двери, окна здания.

Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Атланты - опора в виде мужской статуи.

Кариатиды - опора в виде женской фигуры.

Мозаика, витражи, фрески - виды техник при оформлении зданий.

Барельеф, горельеф, скульптуры - часть украшения здания.

Основные задачи ознакомления дошкольников с архитектурой:

  • учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;               
  • видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины - большие окна, кинотеатры - необычные конструкции);
  • учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие;
  • выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.;
  • выделять средства выразительности архитектуры (пластику объемов, масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет поверхности, освещенность);
  • выделять узорность оград домов, мостов (орнамент геометрический, растительный, символику);
  • знакомить с садово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (беседки, мостики, фонтаны);
  • выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы);
  • отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Работа с детьми проводится в двух направлениях: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С АРХИТЕКТУРОЙ И ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С АРХИТЕКТУРОЙ

1.Экскурсии, прогулки по улице города, поселка

  • рассматривание зданий разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр, метро и пр. (определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения);
  • рассматривание характерных средств выразительности определенного стиля (дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны)).

2.Рассматривание зданий на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и пр. (показать разнообразие архитектурных стилей в городе).

  • подборка изображений зданий с учетом поставленных задач, например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий и т.д. (на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием).
3.Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий (показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений; определить элементы сказочности). Это: избушки разного типа (рукавичка, пряничная, лубяная, ледяная),; теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыноча и пр.); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца ( добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).
4.Использование художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение), где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.
5.Рассказ воспитателя.
6.Вопросы.
7.Слушание музыки для создания определенного образа здания.
 
ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ
Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях. Содержание работ зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес.
Темы: «Наш детский сад», «Наша улица», «Изба», «Теремок», «Дворец». Младшие группы: «Домик для собаки, кошки,медведя, для неваляшки», Избушка», «Теремок».
Старшие дети: «Сказочный терем», «Дворец», «Город будущего», современные здания.
Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 7637 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]