Спонтанный театр
2022-Окт-24, 16:22

Журнал Обруч. №2, 2019, с. 30-32

Существует легенда, что идея театра Спонтанности родилась у знаменитого психолога, социолога и психотерапевта Якоба Леви Морено (1889—1974), когда он наблюдал, как дети играют в парках Вены в произвольные ролевые игры. Спонтанный театр его создатель описывал как «театр, в котором зритель является полноправным актером», как «театр момента», основанный на действии «здесь и сейчас».

На Фестивале «Монтессори Весна 2019» многие коллеги впервые открыли для себя это искусство благодаря мастер-классу Марины Анатольевны Бебик «Спонтанный театр — мастерская игры и радости». Сегодня мы хотим поделиться этим открытием с вами, дорогие читатели.

В Маленьких Творческих Мастерских [1], где я много лет веду различные проекты с детьми и подростками, Мастерская Спонтанного театра стала частью обучения детей театральному искусству. Приходя на занятия, каждый ребенок выбирает себе роль, которую он сегодня хочет сыграть (выбор свободный), придумывает костюм, танец из роли, характер, знакомится с другими персонажами, потом начинается общее спонтанное действие. Дети часто интуитивно знают, какая роль им нужна, чтобы на самом деле развить в себе важные личностные качества.

Так возникает волшебный город, в котором вы можете встретить персонажей книг, мультфильмов, героев, выдуманных нашими маленькими актерами-зрителями. В одной игре у нас могут оказаться несколько принцесс, королей, волшебных существ, планет и т. д. Определившись с персонажами, начинаем играть. Жители волшебного города вступают во взаимодействие друг с другом, общаются, знакомятся. Что-то может случиться в их городе, и тогда персонажи начинают совместно разрешать сложные ситуации, помогать друг другу, обращать внимание на соседей, лучше понимать, что им самим нужно.

Никогда не известно, какая история получится и как она завершится, какие будут реакции. Дети, играя, используют разные виды (модальности) искусства. Творческий процесс вовлекает в себя и драму, и поэзию, и рисунок, и музыку, и пение, и лепку и т.д. Для более углубленной работы применяются элементы экспрессивной арт-терапии (Expressive Arts Therapy). Дети рисуют, лепят свои чувства, которые испытывали во время игры, начинают их лучше понимать и замечать, учатся выражать свои чувства и мысли, используя различные способы творческого предъявления себя. Таким образом, они учатся замечать и других, быть в группе. Одним из неожиданных результатов становится то, что дети в игре легче начинают писать, читать, считать, так как это делается спонтанно, без напряжения и стресса.

Нам, взрослым, важно помнить, что, играя, дети проживают игру по-настоящему, а не понарошку. Воплощаясь в героев, которых выбирают спонтанно, они искренне вживаются в роль и испытывают реальные чувства. Например, в одной игре дети сначала прочитали народную сказку «Василиса Премудрая», где старый царь посылал молодца выполнять трудные задачи Василисы. Это было ее условием, чтобы согласиться стать женой царя. И вдруг мальчик, который играл царя, подошел к молодцу и его коню со словами: «Вы знаете, а я не хочу на ней жениться, она же меня не любит». Молодец и его конь заупрямились: «Нет уж! Мы жизнью рисковали, чтобы выполнить ее задания, ты нас отправлял, так что теперь придется тебе жениться!» И далее уже историю играли не по прочитанному сценарию… Этот пример говорит о том, что дети в ролях проживают глубинные смыслы и чувства…

Одному ребенку было очень сложно делиться с другими любыми игрушками, едой. Попытки взрослых «надавить» на него приводили к сопротивлению. В игре он выбрал роль хозяина аквапарка, который был его единоличной собственностью. Двери аквапарка были закрыты для всех. Дети постепенно перестали подходить к нему и просить пустить их в аквапарк. Продолжая играть, хозяин аквапарка успокоился (это произошло через две-три встречи), понял, что никто не собирается нарушать границы его пространства, и сам начал выходить из своих владений. А в момент, когда в волшебном городе наступила засуха, наш герой вызвался помочь всему городу с водой. Это была огромная работа души. Участники игры с благодарностью приняли его помощь и не напоминали о прошлом. После четвертой встречи этот мальчик написал объявление о том, что аквапарк открыт для всех жителей.

В другом случае ребенок еще не умел читать самостоятельно, остальные дети читали ему сказочные тексты, которые они же сами и сочиняли в процессе игры, а он, слушая, рисовал иллюстрации к этим текстам. При этом одна из девочек лепила скульптуры. В конце игры у нас получилась целая выставка с текстами, скульптурами и рисунками. Дети получают ценный опыт, осознают, что они творцы реальности, а не потребители, что у каждого есть свое место в группе, что они могут менять то, что для них необходимо, играя с другими.

В конце игры всем участникам обычно предлагается нарисовать свои ощущения, чувства, которые прожиты в игре. Тем самым тренируется способность понимать свои чувства, чувства других людей, умение слышать друг друга, выражать себя с помощью слова, рисунка, скульптуры, танца, развивая в себе новые качества.

Интересна динамика выбора ролей и того, как роли меняются в ходе занятий. Можно посмотреть, какие психологические качества дети развивают в себе, что для каждого ребенка актуально именно сейчас. Занятия Спонтанным театром полезны именно в групповом формате, так как дети учатся друг у друга, помогая друг другу, повторяя, наблюдая, обсуждая игру.

Я много лет веду этот проект, замечая, как увеличивается возрастной интервал актеров Спонтанного театра. Лет двадцать назад ролевая игра все-таки была первостепенно важна для детей 4—5 лет, сейчас дети и в 8 лет играют в сюжетно-ролевые игры с огромным удовольствием. Я думаю, что это связано с тем, что появился дефицит времени для свободной стихийной игры со сверстниками. Акцент на усиленном интеллектуальном развитии детей привел к тому, что у многих расписание занятий не оставляет возможности достаточно играть. При этом никто не отменял того, что в возрасте 4—5 лет дети осваивают мир с помощью сюжетно-ролевой игры, придумывая роли, тренируя разные качества личности, модели поведения в мире, в общении с другими, знакомясь, примеряя на себя разные профессиональные роли и т.д.

С этой точки зрения Спонтанный театр можно считать педагогической технологией, позволяющей сохранить, развить, довести до уровня искусства стихийную игру детей и вернуть взрослых в этот особый, очень свободный и очень плодотворный процесс. Взрослые здесь упомянуты совсем не случайно! Играя, пробуждая в себе внутреннего ребенка, они сами «оживают» и обновляются. Но, кроме того, участвуя в Спонтанном театре или, по крайней мере, не мешая игре, а наблюдая и помогая, когда это необходимо, взрослые проявляют уважение и принятие детского возраста как отдельного явления, оставляя попытки сделать из детей «маленьких взрослых, серьезных и удобных для себя».

Одна девочка, дошкольница, сочиняла истории с игрушками и проигрывала их, на самом деле решая трудную внутреннюю задачу, как общаться с другими, когда очень стесняешься. Она заикалась, дети не всегда охотно терпеливо выслушивали ее. Не всегда понимали. Она замкнулась, перестала играть со сверстниками. С помощью игрушек она проигрывала разные модели общения и искала подходящие для нее. В ее игре был заяц, который стеснялся говорить с другими игрушками, она его учила, поддерживала и, на самом деле, показывала, в чем она сама нуждается. Спустя несколько встреч не только заяц, но и сама девочка стала легче общаться, повеселела и, придя ко мне на заключительную консультацию, сказала: «Тебе повезло, у тебя такая работа, ты можешь играть». «Но играть могут все», — заметила я. И услышала в ответ: «Нет, другие взрослые не могут играть, обычные взрослые уже не играют». Стало очень грустно от этих слов и верного наблюдения, что многие взрослые утратили способность играть, зря расставшись со спонтанностью и радостью… И теперь эта обделенность осложняет их общение с собственными детьми.

Наверное, поэтому Мастерскую Спонтанного театра я стала проводить не только для детей, но и для взрослых. Играя, люди начинают лучше себя осознавать, ярче чувствовать, осваивать новые модели общения. В результате развивается гибкость мышления, поведения, прибывает энергия, вдохновение, удовольствие от жизни. Уходят шаблонные реакции и исчезает скука.

На мастер-классе «Спонтанный театр — мастерская игры и радости» в ходе фестиваля «Монтессори Весна 2019» его участники практически исследовали, как рождается спонтанная игра, как происходит взаимодействие внутри игры, как решаются сложные вопросы в общении и находятся креативные решения. Вспоминали, как сами играли в детстве, как себя чувствовали в игре. Обсуждали, почему важны спонтанные игры детей, что происходит с ребенком, когда существует дефицит спонтанной игры, чем игра может помочь в учебе и в общении с миром. Отдельной темой стало то, как спонтанная ролевая игра может выступить средством профилактики профессионального выгорания для воспитателей и педагогов, а для родителей — способом установить контакт с собственными детьми и сохранять его.

Подведем итоги.

Что развивает спонтанная игра?

*    Свободу движения.

*    Свободу мышления.

*    Освоение социальных ролей.

*    Умение взаимодействовать в мире с другими.

*    Гибкость и уверенность в себе.

*   Интерес к себе и миру вокруг.

*   Умение проживать свои чувства и эмоции и распознавать чувства других, умение сопереживать и поддерживать друг друга по-настоящему.

*    Поиск смыслов.

*    Умение следовать правилам и придумывать свои (тренировка ролей: лидер —ведомый).

*    Умение решать сложные задачи.

Как взрослые могут помочь детям в игре?

*    Наблюдать за игрой, искренне и с интересом спрашивать, избегать оценок детской игры. Дети чувствительны к взрослой оценке.

*  Быть в контакте со своим внутренним играющим ребенком (чувство интереса, включенности, уважения, спонтанности, удовольствия).

*   Доверять игре ребенка (он, таким образом, решает серьезные жизненные вопросы: внутриличностные и межличностные).

*    Давать ребенку время на свободную игру, помня о том, что это залог будущей успешной учебы и уверенности растущего ребенка в нашем мире.

Спонтанный театр открывает педагогам еще одну возможность наблюдать за игрой; искренне и с интересом задавать себе вопросы по ее ходу, избегая оценок детской игры; быть в контакте со своим внутренним играющим ребенком (сохранять чувство интереса, включенности, уважения, удовольствия), доверять игре, предоставлять ей время и пространство.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 343 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]