Игры для развития навыков сотрудничества дошкольников
2022-Дек-22, 10:58

Игры из книги Е. Рылеевой «Мы вместе!». Они обеспечивают решение образовательных задач социализации ребенка дошкольного возраста,  развивают у детей навыки культурного общения, сотрудничества, работу в команде. Предлагаемые игры органично дополняют дидактическую систему, значительно расширяя рамки двигательной и коммуникативной активности дошкольников при выполнении заданий. Дети двигаются (по правилам), активно взаимодействуют и общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее (тоже по правилам). 

Игра «Волшебная палочка»

Игра способствует  формированию навыков речевого этикета: заинтересованно выслушивать всех участников игры, быстро включаться в групповую работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение публично, сдерживать свое желание подсказывать, придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения.

Материал: заменитель «волшебной палочки» (карандаш, указка, ручка, любой другой предмет удлиненной формы).

Организация игрового пространства: все участники игры (включая водящего) становятся в круг, лицом к центру. Руки свободны.

Правила и ход игры:

Педагог: Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит, я водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, если нет - останется у водящего. Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами, и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Говорить может тот, у кого волшебная палочка. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. Если нет, вы должны сообщить об этом палочке топаньем.

Игра «Волшебная палочка» может быть тематической, темы любые (в соответствии с возрастом детей): «Приметы времени года», «Профессии», «Космос», «Праздники» и т.д.

Игра «Найди свою группу»

Игра ориентирована на создание условий для социального творчества детей и их экспериментирования в учебной и игровой деятельности; воспитание культуры диалога, ответственности за принятое решение; способствует формированию умения включаться в работу сверстников и действовать в рамках границ, обозначенных правилами игры.

Правила игры и ход игры: Игра применяется, когда нужно ввести детей в тему занятия и разделить  на подгруппы.

1 вариант. Используются «разрезные картинки»  с  разных цветов и такие же цветовые метки на столах. Картинки  лежат рисунком вверх. Дети берут картинку, переворачиваю ее, идут к столу с таким же цветом. Так  они собираются в подгруппу. А потом собирают пазлы разрезной картинки.  Так они определяют тему для своей подгруппы

2 вариант. Используются карточки с определенными изображениями.  Карточки перевернуты. Дети  переворачивают, делают обобщения. Например: «Герои русских народные сказок», «Птицы» (домашние, перелетные, зимующие).

3 вариант. Без опоры на наглядность. Дети делятся на подгруппы, определив одинаковый звук в своих именах. А так же классификации (деревья, животные и т. д.).

Игра «Давай думать вместе»

Игра ориентирована на закрепление навыков культуры диалога, воспитание ответственности за принятое решение, способствует развитию навыков культурного социального творчества, самоопределению каждого ребенка в коллективной деятельности.

Правила игры и ход игры:

На столе разложены карточки изображением вниз. Каждый  ребенок берет карточку, показывает всем,  ищет себе пару, по общим признакам и  они вместе выполняют задание. Например: У божьей коровки - 2 точки, и у домика - 2 окна. Мама и ребенок. Профессия и его инструмент. У тельняшки полоски и у зебры полоски. (Свой выбор дети должны обосновать).

Игра «Живые прыгалки»

Игра способствует  формированию «зоны радости» в групповой игре, ориентирована на воспитание привычки согласовывать свои действия с партнерами по игре.

Правила  игры и ход игры:

Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю). Дети разделяются по парам по определенному признаку (например, так, чтобы имена начинались на один и тот же звук), а потом каждая пара крутит свои скакалки.

Игра «Нарисуй то же своим цветом»

Игра способствует  формированию навыка согласованных действий в условиях ограниченного пространства, освоению правил честного соперничества, закреплениюь навыка самоконтроля.

Правила и ход игры:

Детям дается задание, связанное с продуктивной деятельностью (рисованием). Детям нужно воспроизвести определенный образец.(знак , цифра, буква, геометрическая фигура). Дети разбиваются на группы по 5-6 человек, и выполняют задание своим цветом.

Игра «Найди свое место в ряду»

Игра ориентирована на воспитание навыка соблюдения очередности, заданной правилам, способствует развитию способности к поиску своего места в группе, осмыслению своих отличительных особенностей.

Правила и ход  игры:

Детям выдаются картинки, которые изображают какой – то процесс: «Роста растения», «Строительство», «Изготовления блюда» и.т.д.  Дети должны объединиться в группу и выстроиться по – порядку в последовательности, который определяет тот или иной процесс.

Игра «Зрительный зал»

Игра ориентирована на повышение культуры диалога, воспитание ответственности за принятое решение, способствует формированию навыка включения в коллективную деятельность по правилам, проверке уровня осознания ребенком своих отличительных особенностей, отражающегося в его речевой деятельности.

Правила и ход  игры:

Используя наглядность, дети выстраиваются в ряды , а потом еще каким - то  образом объединяют их. Например: Тема «Мое любимое занятие». Стульчики поставлены рядами. На первом стуле лежат карточки: «Книга», «Телевизор», «Вид спорта», «Игрушка». Дети сначала занимают места в первом ряду, а потом пересаживаются в другой ряд, в зависимости от того какие вопросы задает воспитатель: «Назови свою любимую телепередачу? Какая твоя любимая книга?

Игра «Радиоэфир»

Игра ориентирована на  стимулирование способности активного слушания, воспитание культуры устной речи (ясного и грамотного изложения своих мыслей), формированию навыка контроля за правильностью выполнения задания.

Правила и ход  игры:

Воспитатель предлагает ребенку  описать объект, создавая игровую ситуацию: «Идет радиоэфир», «Вызови службу спасения», «Объяви по радио» и .т.д.  Ребенок  берет в руки микрофон и  выполняет задание.

Игра «Покажи нам»

Игра способствует  формированию навыка координации совместных действий в пространстве игровой комнаты, развитию умения взглянуть на себя со стороны, воспитанию чувства ответственности за конечный результат.

Правила  и ход игры:

Дети самостоятельно разделяются на подгруппы в зависимости от задания и выполняют его. Например: изобразите букву, изобразите цифру, самое длинное животное, самое сильное  животное и т.д.

Игра «Волшебные картинки»

Игра способствует  формированию навыка определения границ допустимой самодеятельности в группе сверстников, развитию потребности в творческом самовыражении, воспитанию привычки оценивать свой вклад в коллективную работу.

Правила и ход  игры:

Дети создают определенные образы и подчиняются определенным правилам. Дети делятся на подгруппы и выполняют задание. Нарисуйте человека, семью, улицу и т.д. - задание одно, выполняет его каждая подгруппа, а потом сравнивается.

Категория: Социально-коммуникативное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 50 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]