Подвижные игры детей дошкольного возраста
2015-Ноя-04, 17:52

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

"Игра - деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности" (А.Л. Венгер).

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Этим создается разнообразие детских интересов, поднимется уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способности и интересы.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Классификации подвижных игр

1. По сложности.

  • элементарные игры:

а)   сюжетные (содержат сюжет, роли, правила);

б)   бессюжетные (содержат роли и правила):

—    перебежки, ловишки;

—    игры с элементами соревнования;

—    игры-эстафеты, игры с предметами;

в)   игры-забавы (для маленьких детей);

г)   игры-аттракционы;

д)   игровые упражнения (для них характерна конкретность двигательных заданий в соответствии с возрастными особен­ностями и физической подготовленностью детей);

  • сложные игры: игры с элементами спорта;

2.   по двигательному содержанию (по видам движений) — игры с ходьбой и бегом, с прыжками, метанием, лазаньем, удержанием равновесия.

3. по степени физической нагрузки (большой, средней, малой):

  • игры большой интенсивности — в них одновременно участвует вся группа детей, основу таких игр составляют бег, прыжки;
  • игры средней интенсивности — активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются по подгруппам;
  • игры малой интенсивности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначи­тельна (игры с ходьбой, игры на внимание).

4. по преимущественному использованию форм и физических качеств: развивающие скоростно-силовые на бы­строту, выносливость, ловкость;

5. по использованию пособий и снарядов:

  • игры с мячом;
  • с гимнастической палкой, обручами;
  • с применением гимнастической скамьи и гимнастиче­ской стенки;

6. по принципу организации детей: игры одиночные и командные;

7. по возрастному принципу: для младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов;

8. с учетом сезона и по месту проведения игры: игры летние и весенние, осенние и зимние, в помещении и на открытом воздухе.

Выбор игры зависит от задач воспитания, возрастных особенностей детей, времени года, погодных условий, интересов детей, физической подготовленности, места игры в режиме дня, состава группы, состояния здоровья детей.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разно­образие, поддержать интерес к игре, но и для того, чтобы решать разные педагогические задачи.

Игру можно усложнить по следующим направлениям:

  • ввести несколько водящих;
  • увеличить расстояние в игре (для бега, прыжков, метания);
  • усложнить правила (например, сначала дети бегут и занимают любое место, а затем только определенное, или в старшей группе пойманных можно выручать);
  • сменить сигнал (вместо словесного — звуковой или зрительный);
  • увеличить время (для бега, прыжков); включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания.

Варианты подвижных игр может приду­мать как педагог или родитель, так и сами дети.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах включает в себя следующее: сбор на игру, распре­деление ролей, объяснение игры, руководство ходом игры, окончание игры.

Сбор на игру и распределение ролей

Собрать детей на игру можно с помощью разных приемов.

В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 деть­ми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он может взять красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру, или заинте­ресовать «сказкой-малюткой».

С детьми средней группы следует заранее договориться: в какую игру они будут играть, где соберутся и по какому сигналу ее начнут.

В старшей группе воспитатель может поручить своим по­мощникам — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по командам, предложить по сигналу собраться в установленном месте как можно быстрее (отметить, какая команда быстрее собра­лась). Удобно собирать детей зазывалками («Раз, два, три — играть скорей беги», «Раз, два, три, четыре, пять — всех зову играть»). Собирать детей надо быстро, за 1-2 минуты, потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Распределение ролей происходит по-разному. Важно при этом учитывать особенности детей: застенчивые, малопод­вижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В младших группах роль водящего вначале берет на себя сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограниченного пространства и определенного руководства его движениями.

В средней группе воспитатель изредка выполняет главную роль. Роль водящего вначале поручается активному, энер­гичному ребенку, который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы.

В старшей и подготовительной группах воспитатель назна­чает водящего, руководствуясь имеющимися педагогически­ми задачами (поощрить новенького ребенка или, наоборот, на примере активного показать, как важно быть смелым), или включается сам в игру к общему удовольствию детей, беря на себя роль то водящего, то рядового участника игры, или выбирает того, кто желает быть водящим.

В другом случае воспитателю стоит использовать считалку. При этом лучше спросить у детей: «Какую считалку мы вы­берем сегодня?», «Кто хочет считать?» Можно предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяс­нить, почему они поручают роль именно этому ребенку.

Для назначения нового водящего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и пра­вил. Например: «Ребята, какая Света молодец, и от волка легко увернулась, и Наташу выручила. Теперь она будет “волком”».

Объяснение игры

В младшей группе существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение воспитателя. Оно дается, как правило, в ходе самой игры. Рассказывать надо самое основ­ное, а в процессе игры дополнять детали. Объяснение подается эмоционально, выразительно, используется яркий сюжетный рассказ, способствующий перевоплощению ребенка в игровой образ. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Малышей лучше поставить в круг.

В средней группе, проводя сюжетную подвижную игру, вос­питатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особен­ности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут вызвать у играющих затруднения.

Старшую группу можно построить в шеренгу, полукру­гом или собрать около себя. В старшей и подготовительной группах при объяснении игры воспитатель раскрывает ее содержание от начала и до конца еще до начала игры, затем с помощью вопросов уточняет правила, предлагает кому-либо из детей повторить содержание. После этого педагог указывает местоположение играющих и распределяет роли, назначает водящего и начинает игровые действия.

Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: снача­ла разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить деталями.

При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объ­яснению.

Руководство ходом игры

Чем меньше возраст воспитанников, тем активнее прояв­ляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

В средней и старших группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и в том случае, когда не хватает пары (напри­мер, в игре «Найди себе пару»).

Педагог подает команды и звуковые и зрительные сигналы к началу игры (хлопки в ладоши, взмах флажком, рукой), подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменить направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки»). Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка, а также регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

В игре взрослый воспитывает нравственность, формирует у ребенка правильную самооценку, налаживает взаимоот­ношения детей друг с другом, учит преодолевать трудности.

В младших группах воспитатель заканчивает игру пред­ложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Итог игры может быть оптими­стичным, коротким, конкретным.

При подведении итогов игры в старшей и подготови­тельной группах педагог разбирает ее ход и объясняет, как участникам удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, про­явил смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем тщательно анализирует причины нарушения правил игры. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков.

Распределение игр по возрасту участников

С самыми маленькими проводятся игры-забавы («Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»), вы­зывающие у детей звукоподражания, движения, смех, радость, удовольствие. Далее подключаются бессюжетные игры («Передай мяч», «Скати с горки», «Паровоз»). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от ин­дивидуальных действий к совместным. Им предстоят более сложные движения, их количество увеличивается. Сюжеты игр делаются более многообразными.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и до­ступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). В игре малышей привлекает сам процесс дей­ствия: пробежать, догнать, бросить. Все дети играют одинако­вые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Большой интерес вызывают у малышей игры с текстом. Слова раскрыва­ют содержание игры, помогают ребенку соблюдать ее правила.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку).

В младших группах правила очень просты и носят под­сказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполне­ние правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из «дома», на другой сигнал — возвращаются на свои места.

В средней группе большинство игр имеет развернутые сюжеты, определяющие содержание движений и харак­тер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответ­ствуют реальной действительности. Уже возможны игры с простейшим соревнованием — как индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»).

Для детей старшей и подготовительной групп подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование (чье звено скорее построится или выполнит задание). В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет об­разов. Применяются все виды подвижных игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты: вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными движениями, затем парные и встречные (от простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах), игры-аттракционы, спортивные игры.

Для достижения достаточного объема двигательной актив­ности детей необходимо использовать все организованные формы занятий с широким включением подвижных игр, упражнений. Их продолжительность и интенсивность за­висят от многих факторов: возраста детей, места действия, сезона и т. д.

Для детей третьего года жизни в дни проведения физкуль­турных занятий длительность подвижных игр может быть 6-8 минут; в другое время (без физкультурных занятий) сле­дует сочетать подвижные игры с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 минут.

С детьми четвертого года жизни длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкуль­турных занятий должна составлять 6-10 минут. В остальные дни, когда нет занятий по физической культуре, время под­вижных игр увеличивается до 15-20 минут.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности (с текстом, пением, хороводные) продолжительностью 5-10 минут.

Летом, в прохладную погоду, проводятся игры, в кото­рых ребята должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как дети быстро перегреваются, потеют, устают и у них пропадает желание играть.

Значительные затруднения вызывает проведение под­вижных игр на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют дви­жения детей, делают их неповоротливыми, неловкими. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому ребятам удобнее играть небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на воздухе с достаточной эффективностью, не­обходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, организовать их в помещении — в групповой комна­те, освободив для этого побольше места. А если возможно, выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия для игры.

Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества или сложности правил и преодолеваемых пре­пятствий, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.

Определяя нагрузку игры, учитывают возраст дошкольни­ков и уровень их физической подготовленности, а также ус­ловия, в которых проводят игру (в помещении, на площадке, зимой или в теплое время года).

Для детей 2-3-х лет необходимо подбирать игры, ко­торые развивают функцию равновесия и ориентировку в про­странстве в доступных движениях (ходьбе, беге по прямой), силу и координацию в катании, прокатывании и бросании мяча, гибкость и координацию движений в ползанье, под-лезании, силу — в прыжках на месте и в длину.

В начале года следует использовать игры, разученные детьми в предыдущей группе, внося в них необходимые усложнения. Известно, что разучивать игру целесообразно на прогулке, в свободное время. Одну и ту же игру следует провести 3-4 раза в неделю, повторить в течение 2-4 недель, затем перейти к другим играм и снова вернуться к ней. Не­однократно повторяя игры, полезно варьировать их, внося несложные изменения.

Подвижные игры являются обязательной частью занятий физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях. Для основной части физкультурного занятия обычно подбирают уже знакомые детям игры боль­шой подвижности, включающие разнообразные движения, благотворно влияющие на развитие всех групп мышц и систем организма. В заключительную часть физкультур­ного занятия обычно включают игры малоподвижного характера.

Утренняя гимнастика может состоять из игр и игровых упражнений. Например, сначала проводят хороводную игру, затем общеразвивающие упражнения с включением в них таких игр, когда педагог показывает упражнения, а дети его копируют. Для пика физической нагрузки больше подходит подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также спо­собствует профилактике нарушений осанки и стопы. Про­водится гимнастика при открытых фрамугах в течение 7-15 минут. Одним из ее видов является гимнастика игрового характера.

Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбужда­ются участки головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дается отдых тем, которые работали).

Физкультминутки могут представлять собой подвижную игру или дидактическую игру с движением (это игры на закрепле­ние видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ори­ентировку в пространстве).

Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны дошкольниками с разным уровнем двигательной активности. Не следует предлагать детям игры с высокой интенсив­ностью движений, так как они могут их перевозбудить. В перерывах между занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, математика), по­лезны игры средней и малой подвижности. Надо поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры, которые затевают сами дети.

Подбирая игры для дневной прогулки, педагог учитывает предыдущую деятельность своей группы. После спокойных занятий, требующих сосредоточенного внимания, рекоменду­ются игры более подвижного характера, которые проводятся в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой, вторая более спокойная. После физкультурных и музыкальных занятий рекоменду­ются игры средней подвижности. Их место — в середине или в конце прогулки. Важно помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25-30 минут после приема пищи и ни в коем случае не перед едой: эмоциональ­ный подъем и физическая нагрузка повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей.

Категория: Социально-коммуникативное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 4926 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]