Мониторинг освоения образовательной программы в группе детского сада
2021-Май-15, 07:58

Мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования – это основа планирования по результатам. Промежуточная оценка выполнения детьми образовательной программы делается в основном в конце учебного года. Для более подробного изучения состояния работы можно организовывать его и в середине учебного года.

Система мониторинга освоения образовательной программы дошкольного образования содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Мониторинг не должен предполагать специально созданных для его проведения диагностических мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта. В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, игры, ситуации общения, беседы. Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.). 

В результате мониторинга педагоги должны получить данные по овладению индивидуально каждым ребёнком необходимыми знаниями по  тому содержанию, которое было определено педагогом в начале учебного года и прописано в образовательной программе. Поэтому в качестве параметров оценки можно выделить три категории:

  • Ребенок полностью выполнил программу -  он полностью овладел знаниями и умениями в рамках представленного содержания.
  • Ребенок частично выполнил программу - он частично овладел знаниями и умениями в рамках представленного содержания. Зачастую требуется помощь взрослого или наводящие вопросы.
  • Ребенок не выполнил программу – он не овладел знаниями и умениями в рамках представленного содержания, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры.

Для фиксации результатов мониторинга необходимо построить технологические таблицы. Такая таблица строится по каждой образовательной области, в итоге их пять. Структурно она может быть представлена в следующем виде. Однако ее составляющие индивидуальны для каждой группы, так как содержание образовательной работы индивидуально (прописывается сначала в образовательной программе конкретного ДОО, а затем на учебный год - в рабочей программе).

Содержание образовательной работы по образовательным областям

Фамилия, имя ребенка

Лиза

Петя

Олег 

Маша

Аня

Влад

Образовательная область "Физическое развитие"

Сохранение правильной осанки в различных положениях

В

В

Вч

В

В

Вч

Ориентация в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно

Вч

Вч

Н

Вч

Н

Н

Сохранение равновесия при выполнении разнообразных движений

В

В

Вч

В

В

Вч

Проявление координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости

В

В

Н

В

Вч

В

Развитие крупной  и мелкой моторики обеих рук

В

В

Вч

В

В

В

….

 

 

 

 

 

 

 В – выполнил программу полностью. Вч – выполнил программу частично.  Н ­– не выполнил программу.

Алгоритм работы с технологической мониторинговой таблицей:

1. Составляем таблицу. В ней столько строк, сколько пунктов в содержании образовательной программы, реализуемой детьми в этом учебном году. Количество столбцов - по количеству детей, плюс один столбец для содержания образовательной деятельности. Вносим содержание в первый столбец и список детей в последующие столбцы. Сетка таблицы готова. 

2. В колонке, в ячейке указанного параметра, напротив фамилии и имени каждого ребенка (направление - вниз) проставляем знаки параметров оценки выполнения каждым ребенком образовательной программы. В нашем случае это: В, Вч, Н. Другие варианты: знаки "+", "-", "+-" или закрашивание клеток разным цветом, цифры. 

3. После заполнения таблицы «рисуем» картину выполнения образовательной программы по каждой области, выделяем содержание, которое не освоено большинством детей для реализации в следующем году. В представленной таблице – это "Ориентация в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно". Это первая проблемная зона – невыполнение запланированного содержания образовательной программы большинством воспитанников. Данная зона является основой для корректировки планирования содержания образовательной области на следующий учебный год. Если значительная часть воспитанников показывает невыполнение программы по данному показателю, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

4. Затем вычленяем детей, которые не освоили программу в определенной образовательной области (или во всех областях). В нашей таблице это Олег. Это вторая проблемная зона – это невыполнение ребенком большей части показателей. Мы не сравниваем результаты детей между собой и не сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника. Данная зона является основой для разработки своевременных коррекционных действий, определения индивидуальной траектории развития детей.

5. Последний этап – оформление данных в аналитическую справку, в которой мы прописываем результаты мониторинга, причины невыполнения программного материала по образовательным областям и перспективы работы на следующий учебный год. В целом итоги мониторинга освоения образовательной программы дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год и основой для рабочей программы педагога.

Структура аналитической справки по итогам мониторинга образовательной программы за учебный год может быть представлена в следующем виде.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА

Группа: название, возрастной статус, направленность.

Вид мониторинга: мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования за ….. учебный год

Сроки проведения мониторинга: 

Количество детей – чел.

Наличие детей с ОВЗ – чел. 

Результаты мониторинга:

 

Программа полностью освоена

Программа частично освоена

Программа

не освоена

 

чел.,%

чел.,%

чел.,%

Причина

Социально-коммуникативное развитие ­

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

 

 

 

Речевое развитие

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

Физическое развитие

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Общие выводы:

Содержание образовательной программы, перенесенное для планирования на следующий учебный год.

Дети, для которых надо выстроить индивидуальные образовательные маршруты:

 

Педагог(и):  Ф.И.О., должность.

Категория: Планирование работы с детьми | Добавил: Админ
Просмотров: 762 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]