Виды наблюдений
2014-Мар-09, 22:01
Классификация наблюдений по А.И.Ивановой

По характеру наблюдаемых объектов:
  • Наблюдения за растениями;
  • Наблюдения за животными;
  • Наблюдения за объектами неживой природы.

По месту проведения наблюдений:
  • В групповой комнате;
  • На участке;
  • В лесу, в поле и т. д.

По количеству детей:
  • Индивидуальные (1-4 ребенка);
  • Групповые (5-10 детей);
  • Коллективные (вся группа).

По причине их проведения:
  • Случайные;
  • Запланированные;
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс:
  • Эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • Систематические.

По продолжительности:
  • Кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • Длительные (свыше 15 минут).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • Однократные;
  • Многократные, или циклические.

По месту в цикле:
  • Первичные;
  • Повторные;
  • Заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций:
  • Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей:
  • Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);
  • Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • Решение задач наблюдения.

По способу применения в аудитории:
  • Демонстрационные;
  • Фронтальные.
Демонстрационными называются наблюдения, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт ("демонстрирует его”), а дети следят за ходом и результатами.
Фронтальными называются такие наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.

Категория: Познавательное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 2308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]