12:13
Инновационный проект "Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства"

Руководитель проекта: Уланова Виктория Викторовна, музыкальный руководитель, vika140569@mail.ru

Данные о научно-исследовательском проекте

Название проекта: Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства

Ключевые слова: оптимизация, эмоционально-личностный потенциал, социальное развитие, творческая одарённость, музыкальное искусство

Актуальность проектаопределяется тем, что огромный образовательный ресурс, заложенный в раннем и дошкольном детстве, на сегодня задействован в незначительной степени.

Современная система образования ставит задачу формирования креативной личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность.Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в детском саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, всё более возрастает. Важнейшая  функция  детского  сада – введение  ребенка  в  мир  природных  и  человеческих  связей  и  отношений,  передача  ему  лучших  образцов,  способов  и  норм  поведения  во  всех  сферах  жизнедеятельности.Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах. Современная модель образования предполагает внедрение эффективных программ и технологий развития креативности, способностей детей.На данном этапе педагогам необходима программа для работы с дошкольниками по оптимизации их эмоционально-личностного потенциала средствами музыкального искусства.Актуальность исследования связана с необходимостью создания в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих повышение творческого потенциала музыкально одаренных воспитанников.Проблема развития творческой одаренности на этапе дошкольного возраста недостаточно изучена. Необходимо выявить специфику развития дошкольников с высоким творческим потенциалом.

Предпосылки разработки и реализации проекта:

Современное российское образование целенаправленно ориентировано на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Большая социальная значимость образовательных учреждений ОАО «РЖД» требует проведения соответствующих изменений, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования. Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО  «РЖД» (от 13 мая 2010г. №1019р) отмечает, что существенной проблемой российского образования является отсутствие системы целенаправленной работы с одарёнными детьми. Требуется формирование механизмов выявления, развития и поддержки одарённых детей в рамках реализации задач инновационной деятельности.Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется уже в дошкольном возрасте. Принятие дошкольного возраста как одного из важных периодов в формировании личности ребенка, раскрытие детских способностей и дарований обусловливает необходимость проведения специальных исследований особенностей социального, эмоционально-личностного и творческого развития детей дошкольного возраста.Это даст возможность заложить основу нравственного развития ребенка, ключевых качеств его личности.

Краткое содержание проекта

Системный кризис, произошедший в общественно-политической жизни России, привел к изменениям механизма регуляции государственных и общественных институтов, отвечающих за процесс социализации и преемственности поколений. Это касается не только характерного для каждого поколения несовпадения вкусов, взглядов, манеры поведения, это относится к духовным основам развития общества.Проблема ценностей, влияющих на формирование подрастающей молодежи, от которой зависит развитие общества, стала значимой. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой, реализовать свой потенциал в этом мире.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе к музыке.В силу того, что музыкальное искусство издавна служило важнейшим фактором становления личности, его необходимо рассматривать в качестве одного из основополагающих элементов учебного процесса.Уроки музыки, как уроки нравственности, ориентированы не на сумму знаний, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

Современные процессы в обществе, ориентированные на непрерывное профессионально-личностное становление человека, обусловливают актуальность проблемы изучения и исследования перспектив и тех потенциальных возможностей, которыми обладает музыкальное обучение для современного социально-значимого специалиста.Активное влияние музыкального обучения на развитие социально и профессионально значимых качеств личности подтверждает, что от сегодняшнего решения проблем музыкального образования будет зависеть не только уровень духовного и эстетического оздоровления современного социума, но и рост общего уровня человеческого профессионализма. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству во многом может и должно опираться на преемственные связи с положительными тенденциями прошлого.

Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Ю.Б. Алиева, А.Н. Зиминой. В их работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними.

Музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.Параметры уровня сформированности личностных качеств и музыкальных способностей воспитанников на данный момент оцениваются в рамках проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программына основе методики Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой «Программно-методический комплекс «Успех: Мониторинг достижения детьми планируемых результатов». Для оценки музыкальных способностей используется методика, разработанная мной в рамках опытно-экспериментальной работы и описанная в книге: Костюнина, Т.Д. Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду: методические рекомендации по итогам опытно-экспериментальной работы / Т.Д. Костюнина, Т.А. Вавилова [и др.] / под ред. Т.Д. Костюниной – Саранск: Референт, 2010. – 93с.

В рамках данного проекта необходимо создать новый инструментарий для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников.Утверждая динамичность музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Необходимы постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития, тестовых заданий.Результаты этих действий позволяют судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Реализация данного проекта предполагает:

  • Созданиев дошкольном учреждении условий для совершенствования музыкального образования, расширение предметно-развивающей среды;
  • апробирование передовых систем музыкального воспитания, инновационных образовательных технологий;
  • разработку программы, ориентированной на раскрытие и активизацию созидательных, продуктивных сил дошкольника, его способностей и дарований средствами музыкального искусства;
  • создание инструментария для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников;
  • внедрение современных технических средств обучения, обеспечивающих реальность выбора и полное удовлетворение потребностей личности, способствующих оптимизации эмоционально-личностного потенциала воспитанников.

Процесс оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства может оказать большую помощь в полноценном развитии личности ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов и методов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, обогащается чувственная сфера, формируется эвристическое мышление. Комплекс мер по развитию эмоционально-личностной сферы очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Они помогают раскрыть и реализовать их творческий потенциал.

Тема проекта: «Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства»

Участники проекта: воспитанники детского сада №114 ОАО «РЖД», педагоги, родители, социальные институты детства.

Объект исследования: эмоционально-личностная сфера дошкольника.

Цель проекта: оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства, позволяющая достигнуть повышения творческого потенциалавоспитанников, что будет способствоватьих конкурентоспособности и духовно-культурному возрождению страны.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

  • провести теоретический анализ, выявить основные тенденции  массовой практики, а также передового педагогического опыта по оптимизации (приведению системы в наилучшее состояние) эмоционально-личностной сферы дошкольника;
  • изучить особенности формирования эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте, а так же её роли в общем психическом развитии дошкольника;
  • исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
  • выделить круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для музыкального руководителя по реализации содержания музыкального образования в свете современных требований;
  • подобрать, разработать методы оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников, способствующих выявлению и реализации творческого потенциала музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
  • создать инструментарий для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников;
  • сформировать предметно-развивающую среду для пробуждения творческой активности детей и развития их личностных новообразований;
  • разработать образовательную программу, ориентированную на раскрытие и активизацию созидательных, продуктивных сил дошкольника, его способностей и дарований средствами музыкального искусства;
  • организовать педагогическое сопровождение музыкально-одарённых дошкольников, способствующее полноценному развитию личности, а также реализации их творческого потенциала.

Гипотеза:

Процесс оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства может оказать большую помощь в полноценном развитии личности ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов и методов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, обогащается чувственная сфера, формируется эвристическое мышление. Комплекс мер по развитию эмоционально-личностной сферы очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Они помогают раскрыть и реализовать их творческий потенциал.

Принципы:

  1. Принцип комфортности. Дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии, а не принуждать детей к действиям (пению, игре).
  2. Целостный подход в решении педагогических задач.
  3. Принцип последовательности – предусматривает постепенное усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
  5. Принцип партнерства. Важно всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно; говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу, вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
  6. Принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Методы исследования:

Эмпирические методы (направленные непосредственно на изучаемый объект):

  • изучение литературы, передового  педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение - сбор информации на основе регистрации и фиксации первичных данных;
  • беседы, опросы, анкетирование  педагогов  детского  сада и родителей;
  • изучение документированной информации, нормативно-правовых документов;
  • тестирование.

Теоретические методы (обобщающие различные идеи, гипотезы и принципы):

  • сравнение  и обобщение передового опыта по теме проекта;
  • системный  анализ  результатов  системы музыкального образования.

Организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников является технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей. Реализация проекта должна осуществляться в следующих направлениях:

  • работа с детьми;
  • работа с воспитателями, специалистами;
  • работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение планомерного целостного развития личности и создание условий для развития творческого потенциала музыкально одарённых детей;
  • положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, на межличностные отношения, улучшение состояния эмоциональной сферы;
  • развитиесамопонимания и снятие поведенческих проблем;
  • установление творческого сотрудничества с другими социальными институтами;
  • повышение собственного профессионального мастерства, творческого потенциала.

Созданная программа будет содействовать самореализации ребёнка, создаст «ситуацию успеха», обеспечит выход на другие сферы деятельности и положительно скажется на результатах общего развития.

В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут отражаться на сайте дошкольного учреждения в сети Интернетhttp://detsad114.ucoz. ru/. Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в газете «Куйбышевский железнодорожник», а также в местной «Рузаевской газете». Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу города и республики.

Дальнейшее развитие проекта:

 По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. Таким образом,будет предложен и выстроен механизм продвижения результатов проекта, который предусматривает:

  • важность музыкального воспитания всех детей без исключения (эмоциональная отзывчивость, душевная чуткость, нравственно-эстетические потребности, идеалы)и формирование всесторонне развитой, гуманной личности;
  • поддержку и дальнейшее развитие одарённых детей;
  • преемственность учебно-воспитательного процесса, включая обратную связь между ДОУ, школой и другими социальными институтами;
  • максимальное использование развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии.

Задача развития интеллектуальной и творческой личности - многоаспектная и охватывает разнообразную деятельность всех социальных институтов. Она может быть осуществлена только на основе комплексного решения всей совокупности частных и общих проблем, непосредственно связанных с преодолением кризисных явлений в жизни общества.

Опыт работы педагогического коллектива по художественно-эстетическому образованию

В  негосударственном  дошкольном  образовательном  учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД»  в течение 5 лет велась  опытно-экспериментальная  работа по художественно-эстетическому образованию  при  тесном  сотрудничестве  с  Мордовским  республиканским  институтом  образования.   Творческой группой педагогов была разработана педагогическая  модель художественно-эстетического образования,  которая предполагает  единство  формирования  эстетического  отношения  к миру  и  художественного  развития  средствами  разных  видов  искусств,   сочетание  разных  видов  искусств  и  самостоятельной  творческой  деятельности  детей  разных  возрастных  групп.  В  дошкольном  возрасте  процесс  освоения  искусства  идет  через  игру,  через  внешнее духовное проявление ребенка в  интегрированной  среде   к   саморазвитию  через  творчество,  в  котором  главным  является  не  искусство,  а  личность  ребенка.

Задача  музыкального  образования:  открыть  ребенку  дверь  в  мир  музыки,  познакомить  со  звучанием  окружающего  мира  и  его  внутреннего  «я»,  дать  возможность  реализовать  себя  с  помощью  музыки,  ощутить  гармонию и  красоту. 

В дошкольном учреждении разработана  система мониторинга  художественно-эстетического  образования  дошкольников, в том числе музыкальных способностей детей. По итогам опытно-экспериментальной работы изданы методические рекомендации «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду» тиражом 250 экземпляров.

Педагоги дошкольного учреждения внедрили новую форму  работы  с детьми- «Салон»  (поэтический,  музыкальный,  художественный).  «Салон» в  дошкольном  учреждении – форма  работы,  в  которой  сочетается    познавательная,  творческая  и  развлекательная  деятельность.  Это  особая  атмосфера,  пронизанная  духом  созидания,  сотворчества,  желание  поделиться  достижениями,  сотворить  праздник  детям  и  взрослым.

Для  развития у детей вокальных навыков, навыков сольного и ансамблевого пения, действует вокальная студия «Театр песни». Здесь дети могут проявить свою творческую индивидуальность, избавиться от психологических комплексов. Разученный репертуар представляется на праздниках, развлечениях и конкурсах. Результатами этой работы явились тёплые отзывы со стороны родителей и сотрудников дошкольного учреждения, а главное – эмоциональный отклик и благодарность в душе ребёнка.

Воспитанники детского сада принимают активное участие в традиционных городских мероприятиях, таких как: педагогическая конференция работников образовательных учреждений, День железнодорожника, цель которых - раскрыть и выявить новые  творческие коллективы и талантливых детских исполнителей,   произвести культурный обмен и наладить культурные связи между образовательными и культурными учреждениями города.В 2012 году дети приняли участие в открытии памятника паровозу на главной площади города,в концерте, посвящённом Дню защитника Отечества в локомотивном депо города, в концерте, посвящённом Международному женскому Дню 8 Марта в ДК «Орион».

Воспитанники детского сада были участниками сольного концерта хореографического коллектива «Антре», городского праздничного концерта ко Дню пожилого человека, юбилея Детской Школы Искусств.

Педагоги и воспитанники детского сада приняли участие в международном информационном семинаре на тему:«Построение функциональной языковой среды в семье и дошкольных учреждениях: подходы и методы» в рамках международного проекта «Языковое гнездо», которое координирует общество «Финляндия – Россия».С национальным колоритом приветствовали гостей на фольклорно-обрядовом представлении «Минь - мокшетама».

В 2012 году воспитанница детского сада Чурбанова Милана приняла участие во Всероссийском дистанционно-заочном конкурсе детского творчества «Страна Талантов»(итоги конкурса не подведены).Вокальный ансамбль «Карамельки» - во Всероссийском фестивале-конкурсе детского творчества «ПластилиНовая ВОРОНА»  в номинации «Песня».

Под руководством музыкального руководителя действует вокальный ансамбль педагогов «Сударушка», создан мордовский национальный ансамбль «Ваймоня» (Душенька). В его репертуар вошли новые песни на мордовском языке. Совместное  исполнение песен детьми и взрослыми создаёт особую атмосферу единения и сотрудничества, все несут ответственность за общее дело.

Налажено сотрудничество с фольклорным ансамблем «Келу», центром национальной культуры «Тяштеня».

План реализации педагогического проекта

2013г. – 2016г.

 

Этапы реализации проекта

 

 

Содержание реализации проекта

 

Сроки

 

Подготовительный

 

1.Анализ существующей практики, передового опыта по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников;

2.Исследование психолого-педагогических подходов изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2.Оценка условий, необходимых для проведения работы.

 

 

сентябрь 2013г. – май 2014г.

 

Диагностический

 

1.Разработка системы контрольно-диагностической работы с целью оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников;

2.Подбор и апробирование методов оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников, способствующих выявлению и реализации творческого потенциала музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3.Разработка направлений работы с учётом интегрированного подхода к музыкальному образованию дошкольников.

 

 

сентябрь 2014г. – декабрь 2014г.

 

Практический

 

1.Формировать предметно-развивающую среду для пробуждения творческой активности детей и развития их личностных новообразований;

2.Организовать педагогическое сопровождение музыкально-одарённых дошкольников, способствующее полноценному развитию личности, а также реализации их творческого потенциала;

3.Установление творческого сотрудничества с другими социальными институтами (Школой Искусств, Центром  Культуры, Центром дополнительного образования детей «Юнитер»);

4.Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

 

 

январь 2015г.– декабрь 2015г.

 

4. Аналитический

 

1.Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

2.Продолжение поиска механизмов, повышающих развитие творческого потенциала личности дошкольника в музыкальной деятельности на основе индивидуально-ориентированного подхода.

3.Обобщение опыта работы по выбору наилучших вариантов развития эмоционально-личностного потенциала дошкольников и их влияния на воспитание неординарной творческой личности.

 

 

январь 2016г. – май 2016г.

 

 

 

Категория: Проекты | Просмотров: 2673 | Добавил: Наталья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]