12:13 Инновационный проект "Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства" | |||||||||||||||
Руководитель проекта: Уланова Виктория Викторовна, музыкальный руководитель, vika140569@mail.ru. Данные о научно-исследовательском проекте Название проекта: Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства Ключевые слова: оптимизация, эмоционально-личностный потенциал, социальное развитие, творческая одарённость, музыкальное искусство Актуальность проектаопределяется тем, что огромный образовательный ресурс, заложенный в раннем и дошкольном детстве, на сегодня задействован в незначительной степени. Современная система образования ставит задачу формирования креативной личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность.Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в детском саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, всё более возрастает. Важнейшая функция детского сада – введение ребенка в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах. Современная модель образования предполагает внедрение эффективных программ и технологий развития креативности, способностей детей.На данном этапе педагогам необходима программа для работы с дошкольниками по оптимизации их эмоционально-личностного потенциала средствами музыкального искусства.Актуальность исследования связана с необходимостью создания в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих повышение творческого потенциала музыкально одаренных воспитанников.Проблема развития творческой одаренности на этапе дошкольного возраста недостаточно изучена. Необходимо выявить специфику развития дошкольников с высоким творческим потенциалом. Предпосылки разработки и реализации проекта: Современное российское образование целенаправленно ориентировано на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Большая социальная значимость образовательных учреждений ОАО «РЖД» требует проведения соответствующих изменений, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования. Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (от 13 мая 2010г. №1019р) отмечает, что существенной проблемой российского образования является отсутствие системы целенаправленной работы с одарёнными детьми. Требуется формирование механизмов выявления, развития и поддержки одарённых детей в рамках реализации задач инновационной деятельности.Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется уже в дошкольном возрасте. Принятие дошкольного возраста как одного из важных периодов в формировании личности ребенка, раскрытие детских способностей и дарований обусловливает необходимость проведения специальных исследований особенностей социального, эмоционально-личностного и творческого развития детей дошкольного возраста.Это даст возможность заложить основу нравственного развития ребенка, ключевых качеств его личности. Краткое содержание проекта Системный кризис, произошедший в общественно-политической жизни России, привел к изменениям механизма регуляции государственных и общественных институтов, отвечающих за процесс социализации и преемственности поколений. Это касается не только характерного для каждого поколения несовпадения вкусов, взглядов, манеры поведения, это относится к духовным основам развития общества.Проблема ценностей, влияющих на формирование подрастающей молодежи, от которой зависит развитие общества, стала значимой. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой, реализовать свой потенциал в этом мире. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе к музыке.В силу того, что музыкальное искусство издавна служило важнейшим фактором становления личности, его необходимо рассматривать в качестве одного из основополагающих элементов учебного процесса.Уроки музыки, как уроки нравственности, ориентированы не на сумму знаний, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Современные процессы в обществе, ориентированные на непрерывное профессионально-личностное становление человека, обусловливают актуальность проблемы изучения и исследования перспектив и тех потенциальных возможностей, которыми обладает музыкальное обучение для современного социально-значимого специалиста.Активное влияние музыкального обучения на развитие социально и профессионально значимых качеств личности подтверждает, что от сегодняшнего решения проблем музыкального образования будет зависеть не только уровень духовного и эстетического оздоровления современного социума, но и рост общего уровня человеческого профессионализма. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству во многом может и должно опираться на преемственные связи с положительными тенденциями прошлого. Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Ю.Б. Алиева, А.Н. Зиминой. В их работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними. Музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.Параметры уровня сформированности личностных качеств и музыкальных способностей воспитанников на данный момент оцениваются в рамках проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программына основе методики Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой «Программно-методический комплекс «Успех: Мониторинг достижения детьми планируемых результатов». Для оценки музыкальных способностей используется методика, разработанная мной в рамках опытно-экспериментальной работы и описанная в книге: Костюнина, Т.Д. Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду: методические рекомендации по итогам опытно-экспериментальной работы / Т.Д. Костюнина, Т.А. Вавилова [и др.] / под ред. Т.Д. Костюниной – Саранск: Референт, 2010. – 93с. В рамках данного проекта необходимо создать новый инструментарий для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников.Утверждая динамичность музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Необходимы постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития, тестовых заданий.Результаты этих действий позволяют судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. Реализация данного проекта предполагает:
Процесс оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства может оказать большую помощь в полноценном развитии личности ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов и методов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, обогащается чувственная сфера, формируется эвристическое мышление. Комплекс мер по развитию эмоционально-личностной сферы очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Они помогают раскрыть и реализовать их творческий потенциал. Тема проекта: «Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства» Участники проекта: воспитанники детского сада №114 ОАО «РЖД», педагоги, родители, социальные институты детства. Объект исследования: эмоционально-личностная сфера дошкольника. Цель проекта: оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства, позволяющая достигнуть повышения творческого потенциалавоспитанников, что будет способствоватьих конкурентоспособности и духовно-культурному возрождению страны. Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
Гипотеза: Процесс оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства может оказать большую помощь в полноценном развитии личности ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов и методов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, обогащается чувственная сфера, формируется эвристическое мышление. Комплекс мер по развитию эмоционально-личностной сферы очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Они помогают раскрыть и реализовать их творческий потенциал. Принципы:
Методы исследования: Эмпирические методы (направленные непосредственно на изучаемый объект):
Теоретические методы (обобщающие различные идеи, гипотезы и принципы):
Организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников является технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей. Реализация проекта должна осуществляться в следующих направлениях:
Ожидаемые результаты:
Созданная программа будет содействовать самореализации ребёнка, создаст «ситуацию успеха», обеспечит выход на другие сферы деятельности и положительно скажется на результатах общего развития. В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут отражаться на сайте дошкольного учреждения в сети Интернетhttp://detsad114.ucoz. ru/. Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в газете «Куйбышевский железнодорожник», а также в местной «Рузаевской газете». Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу города и республики. Дальнейшее развитие проекта: По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. Таким образом,будет предложен и выстроен механизм продвижения результатов проекта, который предусматривает:
Задача развития интеллектуальной и творческой личности - многоаспектная и охватывает разнообразную деятельность всех социальных институтов. Она может быть осуществлена только на основе комплексного решения всей совокупности частных и общих проблем, непосредственно связанных с преодолением кризисных явлений в жизни общества. Опыт работы педагогического коллектива по художественно-эстетическому образованию В негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД» в течение 5 лет велась опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому образованию при тесном сотрудничестве с Мордовским республиканским институтом образования. Творческой группой педагогов была разработана педагогическая модель художественно-эстетического образования, которая предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов искусств, сочетание разных видов искусств и самостоятельной творческой деятельности детей разных возрастных групп. В дошкольном возрасте процесс освоения искусства идет через игру, через внешнее духовное проявление ребенка в интегрированной среде к саморазвитию через творчество, в котором главным является не искусство, а личность ребенка. Задача музыкального образования: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту. В дошкольном учреждении разработана система мониторинга художественно-эстетического образования дошкольников, в том числе музыкальных способностей детей. По итогам опытно-экспериментальной работы изданы методические рекомендации «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду» тиражом 250 экземпляров. Педагоги дошкольного учреждения внедрили новую форму работы с детьми- «Салон» (поэтический, музыкальный, художественный). «Салон» в дошкольном учреждении – форма работы, в которой сочетается познавательная, творческая и развлекательная деятельность. Это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желание поделиться достижениями, сотворить праздник детям и взрослым. Для развития у детей вокальных навыков, навыков сольного и ансамблевого пения, действует вокальная студия «Театр песни». Здесь дети могут проявить свою творческую индивидуальность, избавиться от психологических комплексов. Разученный репертуар представляется на праздниках, развлечениях и конкурсах. Результатами этой работы явились тёплые отзывы со стороны родителей и сотрудников дошкольного учреждения, а главное – эмоциональный отклик и благодарность в душе ребёнка. Воспитанники детского сада принимают активное участие в традиционных городских мероприятиях, таких как: педагогическая конференция работников образовательных учреждений, День железнодорожника, цель которых - раскрыть и выявить новые творческие коллективы и талантливых детских исполнителей, произвести культурный обмен и наладить культурные связи между образовательными и культурными учреждениями города.В 2012 году дети приняли участие в открытии памятника паровозу на главной площади города,в концерте, посвящённом Дню защитника Отечества в локомотивном депо города, в концерте, посвящённом Международному женскому Дню 8 Марта в ДК «Орион». Воспитанники детского сада были участниками сольного концерта хореографического коллектива «Антре», городского праздничного концерта ко Дню пожилого человека, юбилея Детской Школы Искусств. Педагоги и воспитанники детского сада приняли участие в международном информационном семинаре на тему:«Построение функциональной языковой среды в семье и дошкольных учреждениях: подходы и методы» в рамках международного проекта «Языковое гнездо», которое координирует общество «Финляндия – Россия».С национальным колоритом приветствовали гостей на фольклорно-обрядовом представлении «Минь - мокшетама». В 2012 году воспитанница детского сада Чурбанова Милана приняла участие во Всероссийском дистанционно-заочном конкурсе детского творчества «Страна Талантов»(итоги конкурса не подведены).Вокальный ансамбль «Карамельки» - во Всероссийском фестивале-конкурсе детского творчества «ПластилиНовая ВОРОНА» в номинации «Песня». Под руководством музыкального руководителя действует вокальный ансамбль педагогов «Сударушка», создан мордовский национальный ансамбль «Ваймоня» (Душенька). В его репертуар вошли новые песни на мордовском языке. Совместное исполнение песен детьми и взрослыми создаёт особую атмосферу единения и сотрудничества, все несут ответственность за общее дело. Налажено сотрудничество с фольклорным ансамблем «Келу», центром национальной культуры «Тяштеня». План реализации педагогического проекта 2013г. – 2016г.
| |||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |