Китайские фонарики Джона Сингера Сарджента
2020-Янв-27, 12:24

Широко раскрытые,
большие глаза,
удивительные глаза.
Глаза ребенка.
Глаза гения.
Подлинная красота
доступна только
таким глазам.
       Э. Межелайтис

Необходимо систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы  художественных произведений. Прекрасная картина Сарджента "Китайские фонарики"  понятна и интересна дошкольнику (Галерея Тейт, Лондон).

"Я пытаюсь написать очаровательную сценку, которую наблюдал вчера вечером. Две маленькие девочки в сумерках, в саду, среди цветов, освещенных зажженными бумажными фонариками... Знаю, эта картина потребует много времени, но я не отступлюсь от задуманного". Так писал Сарджент в 1885 году.

Над этой картиной художник трудился действительно долго, примерно год. Сарджент писал с натуры, ловя те короткие мгновения, когда только-только начавшие сгущаться сумерки ненадолго создают именно то освещение, которое художник стремился передать на своем полотне. Работал он над "Китайскими фонариками" в деревне Бродвей, а позировали ему дочери художника-иллюстратора Фредерика Бернарда: Полли и Дороти.

На картине лицо Полли, ее вьющиеся локоны и тонкие пальчики залиты золотистым светом зажженного фонарика. Хорошо видны сиреневые тени, падающие на белое платье Полли. Картина создана в мягкой манере, лица девочек слегка размыты разлитыми по саду сумерками, а те места, где на них падает свет фонариков, написаны Сарджентом очень густо (в технике импасто).

Дети требуют от наблюдателя честного и внимательного взгляда. Его не нужно делать трогательным - он и так трогателен, не нужно приукрашать - он и без того красив. Сарджент чувствовал это в полной мере, и, возможно, поэтому детские образы, созданные им, до сих пор пленяют зрителя.

Предоставьте ребенку возможность самостоятельно рассмотреть картину.  Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

Затем выясните, понятен сюжет или нет. Подведите ребенка к пониманию того, что изобразительное искусство говорит нам о способности и потребности человека передавать в художественной форме свое восприятие мира, свое понимание его.

Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Какое настроение персонажей? (сосредоточенные, задумчивые).  Какие чувства вызывает у тебя образ детей? В чем одеты дети? Как природа помогает понять настроение героев произведения искусства?

Затем выяснить, как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины?

В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В этой картине такими средствами является композиция картины, образная характеристика детей, свет и цвет в картине. Мягкие, как бы притушенные сочетания в картине вызывают чувства нежности,  легкой грусти. Но яркий свет фонариков вызывают чувство радости, бодрости, уверенности.

Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукцию, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик.

Категория: Искусство | Добавил: Админ
Просмотров: 29 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]